Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


КОММУНИТАРИЗМ

  Коммунитаризм (от «community» - сообщество) - 1) идеология, ориентированная на доминирование в обществе коллективистских ценностей и выдвигающая в качестве системообразующего понятия «сообщество»; 2) социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в их отношениях с государством и бизнесом.
  Популярность коммунитаризма вызвана его центристской позицией и идеологической нейтральностью, неприятием любого экстремизма. В США он удостаивается внимания со стороны основных политических лагерей, осознающих неприемлемость поляризации политического поля, а в Европе воспринимается как универсальная идея различными политическими силами правого и левого толка.
  Идейные истоки коммунитаризма восходят к античной философии, к религиозно-философским представлениям об обществе в Ветхом и Новом завете. Важную роль в возникновении этого идейно-политического течения сыграли две традиции - коммунистическая с ее акцентом на идее братства и анархистская, концентрирующая внимание на возможности существования общины без вмешательства государства. В ХIХ веке движения коммунитаристского типа получили широкое распространение в Европе и Америке.
  Движение коммунитаризма достигло наибольшего влияния в Соединенных Штатах. Его организационному оформлению способствовала обеспокоенность растущего числа ученых эрозией социальных связей, подрывом общественной морали и наступлением в стране морального вакуума. После того, как в 1990 г. группа интеллектуалов в Университете Джорджа Вашингтона (во главе с А.Этциони и У.Галстоном) сформулировала «коммунитарную платформу», которую подписали многие общественные деятели и политики, начался период популяризации нового идейного течения.
  Манифестом коммунитаризма стала книга А.Этциони « Дух общности: права, обязанности и программа коммунитаризма», опубликованная в 1995 г. Ее автор призвал читателей присоединиться к движению коммунитаризма, чтобы дать новую жизнь институтам семьи и школы, избавив их от подавляющих личность качеств.
  Главную причину деградации общественных институтов и нравственности коммунитаристы видят в чрезмерном акценте либералов на индивидуализме, способствовавшем широкому распространению стяжательства, цинизма, преступности, суицидов, распаду семьи, ухудшению окружающей среды. Они полагают, что общество нуждается в новой философии жизни, которая наряду с отстаиванием индивидуальных прав, уделяла бы должное внимание проблеме социальной ответственности. Социальная философия коммунитаризма ориентирована на нечто среднее между крайностями радикального индивидуализма и этатизма.
  Общественными идеалами коммунитаристов являются не свобода, как для их основных оппонентов-либералов, а справедливость и равенство. Справедливым коммунитаристы считают такой социум, в котором обеспечен баланс между автономией личности и общественным порядком, основывающимся не столько на принуждении, сколько на убеждении. Концепт справедливого общества А.Этциони считает более содержательным, чем либеральные представления о гражданском обществе. Согласно его оптимистическому прогнозу, человечество движется в направлении справедливого общества, все больше внимания уделяя «этике выживания».
  В публикациях А.Этциони выдвинут ряд рекомендаций для морального совершенствования американского общества. Рассматривая репродуктивную функцию семьи как «моральный и коммунитарный акт», он предложил следующие практические меры для содействия ее выполнению: сочетание полной занятости родителей с частичной, использование гибкого рабочего времени в разных сменах, увеличение продолжительности отпусков для ухода за детьми, моральное неодобрение разводов, изменение социального законодательства в пользу семей с детьми. На уровне общеобразовательной школы предлагается больше внимания уделять формированию характера и моральных качеств, придавая особое значение дисциплине, самодисциплине и воспитанию нравственности. Становлению коммунитарных отношений должно способствовать широкое участие населения в управлении различными местными институтами - школами, больницами, библиотеками и т.д. Возможности формировании малых групп должны учитываться в проектах урбанизации.
  Социальная справедливость мыслится А.Этциони прежде всего как первейшая обязанность людей решать свои проблемы самим или с помощью родственников и друзей и лишь в случае, когда возможности самопомощи будут исчерпаны, прибегать к поддержке общества, рассматриваемого как сообщество сообществ.
  Суть коммунитаристских представлений о власти состоит в обеспечении универсально равного участия граждан в определении ее полномочий. Такая власть должна быть непосредственно связана с проблемами данного сообщества и основываться на принципах партисипаторской демократии. фундамент которой был заложен еще Ж.- Ж.Руссо.
  В работе А.Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям» (М., 2004) представлено коммунитарное видение международных отношений. Оно предполагает наличие устойчивых совместных целей у группы национальных государств, открывающее путь к созданию мирового правительства. По прогнозу А.Этциони, в обозримой перспективе будут взаимодействовать несколько десятков государств, объединенных общими ценностями и поддерживаемых легитимными институтами глобального управления. К числу таких стран он относит и Россию.
  Важный вклад в решение общественных проблем, по мнению А.Этциони, вносят международные неправительственные структуры и общественные движения, которые он объединяет под рубрикой «коммунитарных организаций» (ТКО). Они влияют на массовое сознание и ценностные ориентации, способствуя формированию социально значимого поведения. Как замечает А.Этциони «деятельность ТКО более результативна там, где она завершается институциональным актом: принятием новых законов, вынесением судебного решения, действием государственных органов.».
  А.Этциони считает, что стратегия создания однополярного мира оказалась несостоятельной и пришло время трансформировать американскую квазиимперию в легитимную глобальную конструкцию, в которой США могли бы играть важную позитивную роль, способствовать упорядочению международных отношений. Ростки глобального управления он усматривает в антитеррористической коалиции во главе с Соединенными Штатами, участники которой делятся разведданными, совместно проводят аресты подозреваемых, отслеживают финансовые потоки, питающие терроризм. По его убеждению, в дальнейшем антитеррористическое сотрудничество должно выйти за пределы поддержания международного правопорядка и распространиться на все глобальные проблемы.
  Мир будущего видится А.Этциони как всемирное сообщество, объединяющее региональные сообщества и возглавляемое глобальной властью, образованной на базе радикально трансформированной ООН.
  Таким образом, коммунитаризм представляет собой реакцию части интеллектуалов на проблемы западного общества, попытку поиска гибких форм баланса между индивидом и обществом, автономией личности и интересами сообщества, между общим благом и свободой, правами и обязанностями.

 
© www.txtb.ru