Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.7.3. Информационно-методическая среда «Электронный портфель учителя»

  Одним из важнейших направлений внедрения в систему образования информационных и коммуникационных технологий является использование в учебном процессе информационных ресурсов образовательного назначения: электронных учебников, компьютерных тестов, мультимедийных систем и т. д. Значительно больший дидактический эффект может быть достигнут в случае, если все это будет собрано в форме определенной информационнометодической среды обеспечения образовательного процесса.
  Именно такую среду может достаточно просто создать электронный портфель учителя.
  Электронный портфель - программно-методический комплекс, направленный на разработку и использование программно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  Электронный портфель учителя это организованная определенным образом коллекция образцов профессиональных работ, необходимого программно-методического и нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности учителя, которая может содержать методические разработки уроков и тематическое планирование, электронные учебные пособия, электронные библиотеки и энциклопедии, контрольные работы, тесты, государственные правовые документы. Учитель может собирать электронный портфель на разных ступенях своей профессиональной биографии от студенческого периода до квалифицированного уровня. Электронный портфель обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке.
  Выделим характерные черты электронного портфеля учителя:
  1) индивидуальность. Электронный портфель должен отвечать личному видению учителя о содержании методического и программного обеспечения учебного процесса, методике его проведения;
  2) целеполагание. Выбор материалов должен адекватно отвечать целям деятельности учителя;
  3) обновляемость. Своевременное обновление методических и программных средств обучения, государственных документов, творческих заданий, тестовых материалов;
  4) полнота. Постоянное расширение разных видов документов и компьютерных средств обучения.
  5) разнообразие. Перечень документов, отвечающих всем сторонам деятельности учителя и его учеников.
  6) творчество. Отражается творческий подход учителя к своей деятельности и подготовке учеников (олимпиады, конкурсы, проекты и др.).
  7) научность. Содержание электронного портфеля должно стать отражением достижений учителя в его научно-исследовательской деятельности.
  В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфеля учителя:
  1) портфель развития (developmental) - собирается в процессе работы с целью оценки прогресса в работе и накопления опыта учителем в течение определенного времени;
  2) отчетный портфель (product) - свидетельствует о достижении определенного результата при завершении работы над проектом;
  3) демонстрационный портфель (showcase) - это коллекция лучших работ учителя. Данный портфель используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
  Все три вида портфеля представляют целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница типов портфеля заключается в целях и способе организации портфеля.
  Например, для портфеля развития целью является показать прогресс в формировании умений преподавателя.
  Отчетный портфель демонстрирует использование специфической педагогической стратегии.
  Демонстрационный портфель концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя.
  Наиболее удачным примером портфеля учителя является программный продукт, созданный В.В. Запорожко29, представлен на рисунке 29.

Рисунок 29. Электронный портфель учителя

Рисунок 29. Электронный портфель учителя

  Электронный портфель учителя может также выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля пользователя.
  Анализируя различные взгляды, как по литературным источникам, так и практического применения КСО, следует обратить внимание на то, что компьютерные средства обучения различного типа, способствуя решению ряда методических и организационных проблем и трудностей в организации учебного процесса, сами по себе не могут автоматически повысить качество обучения. Для эффективного применения компьютерных средств обучения будущему учителю необходимо понимать и знать некоторые положения и принципы работы компьютерных средств обучения, формировать и развивать свою готовность к работе в компьютерных средах обучения.

 
© www.txtb.ru