Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.7.2. Дистанционно-образовательная среда обучения LMS Moodle

  LMS Moodle - интернет-среда для совместного обучения через интернет сеть. Слово Moodle - это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда (далее просто - Moodle).
  Разработка данного проекта была начата Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas, Perth, Western Australia) более 10 лет назад. Проект Moodle получил признание во многих странах мира. Доработанные современные средства совместной работы участников образовательного процесса Wiki были документированы Мартином Дугиамасом в ноябре 2006г (http://moodle.org/user/profile.php?id=1). Проект, который все более расширяется, вносит все больший вклад в различные сферы обучения.
  Moodle - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Интернет, основан на теории социального конструктивизма. Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом. Доступ к системе Moodle осуществляется в сети Интернет по адресу: http://moodle.org/ .
  Система Moodle (Мудл) может быть установлена на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы данных типа SQL (например, MySQL), может быть запущена на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях linux, поддерживает перевод на многие языки, в том числе и русский. Титульный лист среды Moodle представлен на рисунке 27.
  При проектировании Moodle особое внимание уделяется следующим принципами:
  - продвижение педагогики социального конструкционизма (сотрудничество, активное обучение, критическая рефлексия и пр.);
  - поддержка различных подходов к обучению: дистанционное, смешанное, очное;
  - простой, интуитивно понятный, эффективный, кросс- платформенный интерфейс в окне браузера;
  - простая установка на большинство платформ, поддерживающих php формат;

Рисунок 27. Титульная страница системы Moodle

Рисунок 27. Титульная страница системы Moodle

  - совместимость с большинством широко используемых баз данных;
  - список курсов содержит описания и доступен любому пользователю;
  - курсы структурируются по категориям, по ним можно производить поиск. Один сайт может содержать тысячи курсов;
  - существенное внимание уделяется вопросам безопасности, все формы и вводимые данные проверяются, cookies шифруются и т.п.;
  - для большинства текстовых областей (ресурсы, сообщения форумов и т.п.) используется встроенный wysiwyg html редактор.
  Поддерживается большое количество механизмов аутентификации пользователей. Стандартная e-mail аутентификация: пользователи сами создают себе учетные записи. Пользователи имеют широкие возможности по заполнению своего профиля. При необходимости e-mail адреса могут быть защищены от показа.
  Среду Moodle используют не только в университетах, она начинает проникать и в колледжи, училища, школы. Число людей по всему миру, которые способствуют развитию Moodle, растет с каждым днем.
  В Оренбургском государственном университете система Moodle применяется второй год при подготовке будущих учителей информатики. Начата работа по использованию системы в лицее № 3 города Оренбурга, в рамках работ, выполняемых на преддипломной практике. Опираясь на описание системы, представленной на сайте по ранее указанному адресу, а также результаты нашего практического применения, кратко опишем лишь некоторые из многих возможностей системы.
  Система Moodle позволяет создавать обучающий проект, который может содержать:
  - различные информационно-методические ресурсы (материалы) в виде презентаций лекций, текстовых файлов, ссылок на другие сайты или отдельные страницы сайтов;
  - создавать и предъявлять обучающимся задания для выполнения, принимать отчеты по выполненным заданиям, проводить их проверку и выставлять оценку представленного материала, либо отправлять его на доработку;
  - проводить сеансы тестирования как по отдельным темам, так и по всему курсу с последующим накоплением всех результатов для создания ведомости прохождения всего обучения каждым обучающимся по данному предмету; проводить форумы; проводить анкетирование по различным темам; использовать чат; в режиме коллективного обсуждения проводить оценку выполненной работы; вести совместные проекты. Wiki позволяет организовать совместную работу над документами и тем самым организовать обучение в сотрудничестве. Wiki - это веб-страница, которую может добавлять и редактировать кто угодно;
  - система позволяет проводить многопозиционное многокритериальное оценивание работ в режиме Семинара;
  - другие виды работ.
  Учитель имеет полный контроль над курсом: изменять настройки вводимого курса; осуществлять правку и доработку содержания; организовывать обучение и контроль результатов обученности.
  Система Moodle имеет модульный(блочный) дистрибутивный принцип построения - выбираем и устанавливаем у себя на компьютере те модули (блоки), которые считаем необходимыми на данный момент, затем можно добавить дополнительные модули.
  Кратко опишем наиболее часто используемые для обучения блоки системы Moodle.
  Тест
  Учитель составляет базу тестовых заданий, которые потом могут использоваться в различных тестах, поддерживаются вопросы различных типов. Тестовые задания можно структурировать по темам курса для более удобной работы. Большинство тестовых заданий оцениваются автоматически. При изменении задания, тест может быть переоценен. Учитель может определять различные ограничения по работе с тестом: начало и конец тестирования; задержки и ограничения по времени между попытками; настраивать количество попыток для сдачи теста, вводить комментарий как к отдельным ответам, так и ко всему тесту в зависимости от различных условий; проводить установку персональных паролей на доступ или доступ только с определенных сетевых адресов.
  Форум
  Доступны различные типы форумов: новостной; стандартный форум для общих обсуждений; простое обсуждение; режим - Вопрос-Ответ.
  Все сообщения могут содержать картинку участника. Дискуссии можно перемещать между различными форумами. Для форума может использоваться оценивание по произвольной шкале, при этом оно может быть ограниченно определенным временным промежутком. Пример ведения дискуссии в форуме системы Moodle представлен на рисунке 28.

Рисунок 28. Ведение дискуссии в форуме системы Moodle

Рисунок 28. Ведение дискуссии в форуме системы Moodle

  Чат
  Позволяет организовать синхронное текстовое взаимодействие между участниками. Поддерживает смайлики, HTML, картинки и т.п.
  Опрос
  Можно использовать для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу. Учитель видит результаты в виде интуитивно понятной таблицы. Учитель может гибко настроить просмотр результатов учащимися.
  Анкета
  Встроенные анкеты (COLLES, ATTLS) - это хорошо зарекомендовавший себя инструмент для анализа on-line классов. Всегда доступны подробные отчеты с большим количеством диаграмм. Данные могут быть загружены в виде документа Excel или CSV файла. Интерфейс анкет не допускает частичного заполнения. Учитель может оставить комментарий для учащегося о его результатах по сравнению со средними показателями других участников.
  Глоссарий
  Это один из тех модулей, которые очень хорошо иллюстрируют, как Moodle может дополнить и расширить возможности традиционного очного обучения. Участники могут создавать и поддерживать список определений, похожий на словарь, энциклопедию и т.п.
  И другие: Семинар, Новости, Наступающие события, Календарь, Блоги...
  Как видим, даже поверхностный анализ возможностей среды Moodle впечатляет. Педагог должен уметь выбрать необходимое средство обучения в соответствии с теми педагогическими целями, которые были поставлены для повышения эффективности образовательного процесса.

 
© www.txtb.ru