Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.8. Активизация учебной и научной работы профессорско-преподавательского состава

  Качество деятельности преподавателя зависит от уровня его профессионализма, способности к эффективным действиям, уверенности в своих силах. Психологически комфортная среда для преподавателей во многом определяется реальным уровнем их академической свободы, предполагающей всестороннюю поддержку любых прогрессивных начинаний, атмосферу доверия и свободного мышления в стенах университета, благоприятные условия труда, достойный уровень заработной платы. Понятие «академическая свобода преподавателя» трактуется как его право самостоятельно решать, как помочь студентам в овладении знаниями и сформировать определенные образовательным стандартом компетенции, какие методы преподавания, технологии и учебные пособия использовать. Высокий уровень академических свобод предполагает также высокий уровень ответственности преподавателей за конечный результат своей деятельности.
  Кратко охарактеризуем особенности активизация учебной и научной работы профессорско-преподавательского состава [2, 3].
  Наличие графика учебного процесса. Преподаватель обязан самостоятельно разработать методику и технологию преподавания своего предмета, составить подробный график учебного процесса и баланс затрат времени студента на выполнение всех учебных действий, отразить все это в стандарте учебной дисциплины, который входит в комплект выдаваемых каждому студенту организационно-методических и инструктивных материалов. Несмотря на право преподавателя самостоятельно разрабатывать методику и технологию обучения, кафедра обязана контролировать его деятельность.
  Гласность почасового графика учебного процесса имеет следующие преимущества:
  • помогает студенту планировать учебный процесс и свое личное время, выбирать учебные дисциплины и преподавателей;
  • является основой контроля деятельности преподавателя со стороны студентов и кафедры, что способствует повышению его ответственности;
  • формирует основания для критической самооценки и пересмотра своей деятельности преподавателями.
  Учебные материалы. Как правило, в системе зачетных единиц студентам доступны конспекты лекций преподавателя, которые, однако, не являются единственным средством информационной поддержки учебного процесса. Студенты имеют возможность самостоятельно получать интересующую их информацию из рекомендованных им учебников и учебных пособий, научных изданий, внутриуниверситетских информационных сетей и Интернета. Преподаватель обязан руководить учебной работой студентов, обеспечивать их необходимой информацией и справочными материалами, учебными пособиями, раздаточными материалами и рекомендовать источники дополнительной информации.
  Ведение занятий. Субъект-субъектная технология требует принципиальных изменений в деятельности преподавателя. Из преподавателя- инструктора он превращается в партнера студента по образовательному процессу, опытного наставника, консультанта, способного дать ценные советы молодому человеку, только вступающему на путь познания. Поэтому преподаватель должен постоянно анализировать и совершенствовать методику обучения, уверенно владеть новыми видами технических и программных средств поддержки учебного процесса, общаться со студентами посредством электронной почты и т.д.
  Управление самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студента ведется под контролем преподавателя. Чтобы создать условия для работы преподавателей со студентами, в семестровом расписании занятий специально выделяются аудиторные часы. Общение преподавателя со студентом в процессе обсуждения результатов самостоятельной работы является эффективным и определяющим элементом субъект-субъектной педагогической технологии и позволяет преподавателю получить более полное представление о студенте и его знаниях, чем общение в конце семестра при сдаче экзамена по традиционной технологии.
  Учебная нагрузка преподавателей измеряется в зачетных единицах при следующих примерных нормативах на семестр:
  • профессор - 16 зач. ед.,
  • доцент - 20 зач. ед.,
  • старший преподаватель - 26 зач. ед.,
  • преподаватель - 30 зач. ед.,
  • ассистент - 24 зач. ед. и обязанность посетить не менее 6 зач. ед. занятий своего профессора.
  Университетами, работающими в системе зачетных единиц, накоплен богатый методологический опыт, позволяющий выражать в зачетных единицах все составляющие работы преподавателя: аудиторные занятия, руководство курсовыми и выпускными работами, контроль самостоятельной работы студентов, участие в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах. При этом используемые разными университетами подходы при общем их сходстве могут существенно различаться. Это объясняется особенностями организации учебного процесса, разным уровнем академических свобод университетов и регламентации расходования бюджетных средств, выделяемых университетам.
  Поэтому приведем лишь одну формулу, дающую самое общее представление о подходах к расчету семестровой учебной нагрузки преподавателя в зависимости от количества проводимых им аудиторных занятий и числа студентов, записавшихся к нему на эти занятия:

Формула

  где Kj - расчетное значение нагрузки j-го преподавателя в зачетных единицах;
  Nji - число студентов (Nji ≤ 90), записавшихся на занятия к j-му преподавателю по i-й дисциплине при нормативе 30 студентов;
  Ci - объем в зачетных единицах аудиторных занятий по i-й дисциплине;
  di - коэффициент, учитывающий тип дисциплины (d равно 0,8 для общеобразовательных; 1,0 - для общепрофессиональных и 1,2 - для специальных дисциплин);
  Использование приведенной формулы для расчета нагрузки преподавателей проиллюстрируем следующим условным примером.
  Пример 3.
  Допустим, что стандартом учебной дисциплины трудоемкостью 6 зач. ед. предусматривается 1 лекция в неделю (2 ак. часа в неделю), одно семинарское занятие и одна лабораторная работа по одному разу в две недели (по 1 ак. часу в неделю) и самостоятельная работа в объеме 5 ак. часов в неделю, из которых 2 ак. часа в неделю отводится на работу с преподавателем в аудитории (контроль выполнения заданий на самостоятельную работу). Тогда трудоемкость проводимых преподавателями аудиторных занятий по данной дисциплине составит 6 ак. часов в неделю, что за 17 учебных недель составит 102 часов или 3,4 зач.ед. (102:30), которые распределяются между видами учебных занятий в следующей пропорции: лекции - 1,13 зач. ед.; семинарские занятия - 0, 57 зач. ед., лабораторные работы - 0,57 зач. ед., контроль самостоятельной работы студентов - 1,13 зач. ед.
  Предположим, что доцент читает лекции по этой дисциплине, на которые записались 90 студентов; с 30 студентами он ведет семинарские и лабораторные занятия и контролирует выполнение ими самостоятельной работы. Тогда семестровая нагрузка доцента по этой дисциплине составит 6,8 зач. ед. (90/30 • 1,13 • 1,2 + 30/30 • 0,57 • 1,2 + 30/30 • 0,57 • 1,2 + 30/30 • 1,13 • 1,2 = 4,08 + 0.68 + 0.68 + 1,36 = 6,8).
  Кроме доцента, по данной дисциплине занятия ведет старший преподаватель, который проводит семинары с двумя группами студентов по 30 человек, лабораторные занятия с 90 студентами (3 группы) и контролирует выполнение самостоятельной работы у 60 студентов. Семестровая нагрузка старшего преподавателя по этой дисциплине составит 6,12 зач. ед. (60/30 • 0,57 • 1,2 + 90/30 • 0,57 • 1,2 + 60/30 • 1,13 • 1,2 = 1,36 + 2,04 + 2,72 = 6,12).
  Научно-исследовательская работа. Для субъект-субъектной педагогической технологии характерна более высокая интенсивность преподавательского труда. При нормальном для этой технологии на бакалаврском уровне соотношении «преподаватели / студенты» - 1 / 20 полная учебная нагрузка практически не оставляет преподавателю времени для научно-исследовательской работы. Тем не менее, от каждого преподавателя требуется участие в НИР, что обеспечивается специальными механизмами мотивации преподавателей к научной работе, предусматривающими возможность перерасчета заработной платы за выполнение НИР в университете в зачетные единицы учебной нагрузки. При этом коэффициенты перерасчета выбраны таким образом (0,3-0,6), что при одинаковом количестве учтенных зачетных единиц большую зарплату будет получать преподаватель, совмещающий научную и преподавательскую работу. Участие в научной работе учитывается при ежегодной аттестации преподавателей и способствует получению ими более высоких должностей и надбавок к заработной плате.
  Преподаватель вуза должен иметь и поддерживать свой положительный имидж в профессиональной среде. Активное участие в работе профессиональных сообществ, публикация своих трудов в профессиональных изданиях, установление широких профессиональных связей, участие в конференциях, профессиональных выставках, конкурсах - путь к укреплению собственных позиций в профессиональной среде и к успешной профессиональной карьере преподавателя университета и ученого.

Практикум к разделу 3

  Раздел 3.1
  1. Как Вы понимаете решаемую в рамках Болонского процесса задачу перехода к студентоцентрированному обучению?
  2. Объясните различия между понятиями «зачетная единица» и «система зачетных единиц».
  3. Выделите наиболее важные функциональные аспекты системы зачетных единиц.
  4. Прокомментируйте основные принципы прогрессивного педагогического менеджмента.
  Раздел 3.2
  5. Объясните различия между синхронной и асинхронной организацией учебного процесса.
  6. Выразите свое отношение к складывающейся практике использования терминов: асинхронная и индивидуально-ориентированная организация учебного процесса.
  Раздел 3.3
  7. Объясните, как определяются часовые эквиваленты зачетных единиц.
  8. Можно ли при пересчете учебных планов долевым методом из часов в зачетные единицы не пользоваться методикой Минобразования России, приведенной в прил. 1.
  9. Итоговое задание к разделу 3.3.
  Возьмите разработанные в соответствии с ГОС-2 (выраженные в ак. часах) учебные планы подготовки бакалавров (УП-Б-ак.час.) и магистров (УП-М- ак.час.) по близкому Вам направлению подготовки.
  Пересчитайте показатели трудоемкости всех (части) элементов учебного плана из часов в зачетные единицы используя:
  • методику Минобразования России (Приложение 1);
  • долевой метод;
  При выполнении задания используйте приведенные в разделе 3.3 примеры решения аналогичных задач (табл. 3, 4, 5).
  Сравните полученные результаты и сделайте выводы о предпочтительности использования предложенных методов.
  Результат выполнения задания 9 оформите в виде двух учебных планов: УП-Б-зач.ед. и УП-М- зач.ед.
  Раздел 3.4
  10. В чем состоит принципиальное отличие основного учебного плана в СЗЕ от традиционного учебного плана российских вузов для поточно-группового обучения?
  11. Чем отличается в СЗЕ основной учебный план от учебного плана-графика студента?
  Раздел 3.4.1
  12. Как Вы понимаете термин «вариативность» применительно к возможности составления студентами индивидуальных учебных планов. Что влияет на уровень вариативности основного учебного плана в СЗЕ?
  13. Каким требованиям должно удовлетворять распределение модулей основного учебного плана по семестрам (осенний, весенний)? Какова роль дополнительного летнего семестра?
  14. Объясните различия между сущностями, определяемыми терминами «Курсовой модуль в СЗЕ», «Курсовой модуль традиционного учебного плана» и «Учебная дисциплина традиционного учебного плана».
  15. Назовите основные цели и возможные критерии оптимизации состава курсовых модулей учебных планов множества образовательных программ вуза.
  16. Чем определяется выбор трудоемкости типового курсового модуля в системе зачетных единиц и в чем состоит суть задачи оптимизации размерности типовых курсовых модулей?
  17. Предложите систему кодирования курсовых модулей для учебных планов Вашего вуза.
  18. Что в СЗЕ понимается под термином «профессионально-важный курсовой модуль». С какой целью такие модули выделяют в учебных планах?
  19. Что в СЗЕ понимается под терминами: «междисциплинарность подготовки», «профессиональная специализация», «межпрофессиональная специализация» «концентрация подготовки», «двойная концентрация», «концентрация нескольких специальностей»? Приведите примеры традиционных для российского образования понятий-аналогов.
  Раздел 3.4.2
  20. Охарактеризуйте европейские индикаторы уровней и типов курсовых модулей. Должна ли европейская классификация уровней и типов курсовых модулей заменить традиционные российские классификации циклов учебных дисциплин?
  21. В каких целях могли бы использоваться индикаторы уровней и типов курсовых модулей в учебных планах вузов, в государственных образовательных стандартах нового поколения?
  Раздел 3.4.3
  22. Каковы цели, возможности и ограничения использования компетентностного подхода при формировании требований к целям и содержанию образовательной программы, результатам обучения?
  23. Что нового может дать использование компетентностного подхода по сравнению с традиционными для российского образования методиками формирования квалификационных характеристик и требований к подготовке специалистов?
  Раздел 3.4.4
  24. Поясните назначение документа, называемого в системе зачетных единиц внутривузовским стандартом содержания образовательной программы. Как он соотносится со «стандартами содержания учебных дисциплин».
  25. Какие составные части включает «стандарт содержания учебной дисциплины»? Чем он отличается от традиционной для российских вузов рабочей программы учебной дисциплины?
  Итоговые задания к разделу 3.4
  26. Возьмите в качестве исходных учебные планы УП-Б-зач.ед. и УП-М-зач.ед., полученные при выполнении задания 9 (задания 26.1, 26.2 можно выполнить, используя в качестве исходных любые традиционные учебные планы подготовки бакалавров и магистров, в том числе и УП-Б-ак.час. и УП-М-ак.час.).
  26.1. Каждой дисциплине (курсовому модулю) исходных планов назначьте индикатор уровня и типа. Составьте для каждого из исходных планов таблицы, аналогичные таблицам 3 и 4, указывающие объемные соотношения в % между модулями различных уровней и типов для бакалаврской и магистерской подготовки.
  26.2 Объедините учебные планы УП-Б-зач.ед. и УП-М-зач.ед. в сквозной (бакалаврская и магистерская подготовка) основной учебный план (УП- БМ-СЗЕ) для СЗЕ, подобный приведенному в качестве примера в приложении 2. Назначьте отношения предшествования между курсовыми модулями. Задайте распределение курсовых модулей по двум семестрам: осеннему и весеннему.
  В дополнение к полученному учебному плану для СЗЕ составьте учебный план-график студента по образцу, приведенному в прил. 3.
  Раздел 3.5
  27. Объясните назначение в СЗЕ документа Единый учебный календарь университета (Академический календарь).
  28. В чем состоит отличие между двумя этапами планирования студентами индивидуальных учебных планов и учебных расписаний на очередной семестр - «Выбор-1» и «Выбор-2».
  29. В какие сроки планируют осенний и весенний семестры студенты первого и последующих годов обучения по этапам: «Выбор-1», «Выбор-2»?
  30. Какие документы являются исходным для студентов при осуществлении «Выбора-1», «Выбора-2»?
  31. Чем отличаются учебные расписания университета для «поточно-группового обучения» и «индивидуально-ориентированного обучения»?
  32. Какая информация является исходной для составления семестровых «Общих расписаний учебных занятий университета (ОРУЗУ)»? В какие сроки департамент учебной работы должен подготовить ОРУЗУ для осеннего семестра, весеннего семестра? В какие сроки выполняется окончательная доработка и утверждение семестровых расписаний?
  33. Как в условиях индивидуально-ориентированной организации учебного процесса соотносятся сущности: «студент второго года обучения» и «студент второго курса»; «нормативный срок обучения» и «фактический срок обучения»; «семестр» и «выпускной семестр»?
  34. Как в условиях допускаемого отклонения от нормативного срока обучения может решаться задача «отсрочки службы в армии»?
  Раздел 3.6
  35. Сравните функции и обязанности преподавателя-консультанта в СЗЕ и куратора учебной группы российского университета.
  36. В публикациях и выступлениях представителей некоторых российских университетов все чаще можно слышать термины «тьютор», «тьюторство». Есть ли необходимость в переносе этих терминов в российское образование, традиционно развивавшее различные формы наставничества студентов преподавателями, или все-таки термины «тьютор» и «тьюторство» способны обогатить наши традиционные представления о наставничестве? Может быть дело только в том, что у нас не сформировались аналогичные компактные термины?
  37. Может ли преподаватель-консультант совмещать функции наставника, научного руководителя?
  38. Должно ли выполнение обязанностей преподавателя-консультанта отдельно оплачиваться?
  Раздел 3.7
  39. Какие функции в системе балльно-рейтинговой оценки знаний выполняет каждая из двух составляющих балльной оценки по дисциплине: оценка преподавателя, оценка на экзамене?
  40. Как распределяется шкала оценки в баллах за дисциплину между двумя её составляющими в случаях, когда по дисциплине предусмотрен экзамен, зачет?
  41. Назовите возможные составляющие оценки студента по дисциплине в баллах преподавателем. Выразите Ваше отношение к начислению баллов за посещение занятий.
  42. Чем в СЗЕ обуславливается обязательность детальной регламентации содержания, нормирования, проверки и оценки каждого этапа самостоятельной работы студентов?
  43. В чем Вы видите преимущества традиционных для российских вузов экзаменов и экзаменационных сессий; экзаменов в письменной форме, тестовой. Можно ли интегрировать преимущества каждой из этих форм.
  44. Как обеспечивается объективность и надежность результатов тестирования на экзамене?
  45. Почему, по Вашему мнению, тестирование как форма контроля знаний не получило в России широкого распространения?
  46. Чем (как) обеспечивается независимость оценивания на экзамене?
  47. Что дает ориентация экзамена на выявление уровня остаточных знаний?
  48. Почему в СЗЕ можно обходиться без сущностей «допущен к экзамену», «хвостовая сессия», «пересдача экзамена»? В каких случаях в СЗЕ студент по собственной инициативе может отказаться от сдачи экзамена; от полученной итоговой оценки по дисциплине.
  49. В чем состоят особенности оценивания знаний по ««профессиональноважным дисциплинам»?
  50. В зарубежных системах образования часто наряду с числовой итоговой оценкой по дисциплине выставляется и буквенная. Каковы функции этих оценок и можно ли обойтись одной из них (только буквенной или числовой)?
  51. Из каких соображений определяются интервалы соответствия оценок в баллах и буквенных (числовых) оценок? Сколько должно быть положительных градаций оценок? Три градации, как в российской системе, достаточны? Какие критерии могут использоваться для ответа на эти вопросы?
  52. Какие задачи в балльно-рейтинговой системе оценивания позволяет решать введение «Обобщенного среднего показателя успеваемости (ОСПУ)» студентов? Как мог бы рассчитываться ОСПУ в традиционной для российских вузов системе оценивания и организации учебного процесса?
  53. Какие пороговые значения ОСПУ в российских вузах могли бы быть установлены для присвоения выпускникам степеней «бакалавра», «»магистра»?
  54. Какие пороговые значения ОСПУ в российских вузах могли бы быть установлены для поступающих на магистерские программы, в аспирантуру?
  55. Как определяются в СЗЕ сущности «отличник», «студент, неуспевающий по специальности», «неуспевающий студент». В каких случаях студент может быть отчислен за неуспеваемость.
  56. Предложите шкалу ранжирования студентов по показателям успеваемости, формы поощрения студентов отличников, меры воздействия на отстающих студентов.
  57. В чем состоят особенности балльно-рейтинговой системы оценивания, позволяющие считать её важнейшим элементом системы обеспечения качества учебного процесса?
  58. Какова роль Департамента (управления) учебной работы в обеспечении единого внутривузовского стандарта качества учебной деятельности университета. Целесообразно ли создание в университете дополнительных структурных подразделений, ответственных за обеспечение качества образовательного процесса? Если да, то какие функции должны быть возложены на эти подразделения?
  59. Назовите основные цели перехода к балльно-рейтинговой системе оценивания? Что такой переход дает студентам, преподавателям?
  60. Что такое «рейтинговый регламент университета»? Должны ли все университеты страны иметь одинаковый рейтинговый регламент?
  61. Назовите возможные и необходимые ограничения к рейтинговым регламентам университетов, которые должны устанавливаться органом управления образованием.
  62. Назовите возможные показатели, характеризующие «жесткость, мягкость» рейтинговых регламентов университетов, и предложите подходы к их выравниванию на уровне системы образования.
  63. Итоговые задания по разделу 3.7
  Подготовьте проект типового положения университета «О балльнорейтинговой системе оценивания», по возможности, конкретизирующего все практические аспекты, затронутые в разделе 3.7.
  63.1 В проекте положения дополнительно отразите порядок и регламенты балльно-рейтингового оценивания:
  • выполнения и защиты курсовых работ (проектов);
  • выполнения и защиты выпускных работ (проектов);
  • прохождения практик.
  63.2 Разработайте проект положения «О Департаменте учебной работы университета», отражающего структуру Департамента и функции его структурных подразделений по работе с кафедрами, профессорско- преподавательским составом, студентами.
  Раздел 3.8
  64. Как на практике должно реализовываться право преподавателя самостоятельно разрабатывать методику и технологию преподавания своего учебного предмета? Какой цели служит разработка подробного почасового графика учебного процесса и учебной нагрузки студентов.
  65. Как разработанная кафедрой методика и технология преподавания отражается во внутривузовском стандарте учебной дисциплины?
  66. Пользуясь табл. 6 и формулой, приведенной в разделе 3.8 учебного пособия, рассчитайте в зачетных единицах учебную нагрузку преподавателя, семестровым учебным расписанием которого (17 учебных недель) предусмотрены следующие учебные занятия:
  • лекции для 60 студентов - 4 раза в неделю по одной паре;
  • практические занятия с 30 студентами 5 раз в две недели;
  • контроль самостоятельной работы 30 студентов.
  67. Пользуясь формулой, приведенной в разделе 3.8 учебного пособия, пересчитайте Вашу личную (преподавательскую) семестровую учебную нагрузку в зачетные единицы, с учетом её размерности: ставка; 0,5 ставки и т.п. При этом учтите количество студентов, в группах (потоках) и значения других параметров, входящих в формулу для расчета. Показатели трудоемкости по учебному плану проводимых Вами занятий в текущем семестре пересчитайте из часов в зачетные единицы. Сравните полученное значение Вашей нагрузки с примерными нормативами, приведенными в разделе 3.8. В случае серьезных расхождений предложите варианты корректировки: 1) расчетной формулы; 2) нормативов. При этом примите во внимание, что в СЗЕ на бакалаврском уровне для соотношения «студенты/преподаватели» нормальным считается значение 1:20.
  68. Предложите решение, позволяющее дифференцировать учебную нагрузку преподавателей в зависимости от личных результатов (показателей) их научно-исследовательской (проектной) деятельности.
  69. Итоговое задание к разделу 3.8
  Разработайте положение, регламентирующее порядок и формулы расчета выраженной в зачетных единицах учебной нагрузки преподавателей по видам учебных занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, контроль самостоятельной работы студентов; руководство курсовыми и выпускными работами, учебной практикой. Определите порядок учета научноисследовательской (проектной) и других видов деятельности преподавателей.

 
© www.txtb.ru