Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1. Экономические аспекты системы зачетных единиц

  Экономика системы зачетных единиц основана на рыночных механизмах, обеспечивающих эффективность функционирования университета и поддерживающих высокое качество образования. Она базируется на нескольких основных принципах:
  • для всех студентов вводится обязательная, как правило, частичная плата за обучение;
  • размер оплаты обучения должен достаточно просто рассчитываться в строгом соответствии с объемом предоставляемых студенту образовательных услуг;
  • средства, поступающие от студентов, справедливо распределяются между всеми подразделениями учебного комплекса университета строго пропорционально объему выполненной работы по ведению и обеспечению учебного процесса;
  • инфраструктура учебного комплекса университета не должна включать подразделений, не участвующих в обеспечении учебного процесса и финансируемых за счет него.
  Кратко охарактеризуем взаимосвязь перечисленных принципов с проблемами качества образования и эффективности функционирования учебного комплекса университета.
  Введение обязательной для большинства студентов частичной платы за обучение - необходимая составляющая системы зачетных единиц, без этого многие механизмы обеспечения эффективности и качества образования не смогли бы успешно функционировать.
  Необходимость взимания со студентов платы за обучение к настоящему времени признана в большинстве постиндустриальных стран и при наличии развитых мер государственной социальной и финансовой поддержки учащихся рассматривается как соответствующая критериям равенства и социальной справедливости. Студенты этих стран оплачивают от 20 до 40% реальной стоимости обучения в университетах. Составляющая финансирования вузов из частных источников, как правило, покрывает статьи расходов в бюджете университета, напрямую связанные с текущим обеспечением учебного процесса. Государственное финансирование в большей степени ориентировано на поддержание и развитие материально-технической базы учебного процесса, научных исследований, комплекса социальных услуг и охраны здоровья учащихся.
  Размер платы за учебный семестр в большинстве стран устанавливается при участии государства и примерно соответствует удвоенному значению показателя среднемесячного дохода на душу населения. Такая пропорция приемлема для основных социальных групп населения и существенно не влияет на показатели доступа к высшему образованию молодежи из этих социальных групп. В странах, где размер платы существенно выше указанного уровня, равенство доступа обеспечивается мерами финансовой поддержки учащихся посредством предоставления гарантированных государственных образовательных кредитов. Студентам из социально неблагополучных групп населения предоставляются безвозмездные государственные субсидии.
  Порядок расчета вносимой студентом платы за учебный семестр должен быть четко определен. Ее размер устанавливается умножением выраженного в зачетных единицах объема осваиваемой в очередном семестре части образовательной программы, подчеркнем - определенной самим студентом (нормативный объем в ECTS - 30 зач. ед.), на удельную единицу стоимости обучения в расчете на 1 зач. ед. Кроме того, в сумму платы за обучение, обычно, включаются фиксированные составляющие: плата за комплект инструктивно-методических материалов, обязательно выдаваемых каждому студенту перед началом очередного учебного года, в сумме, примерно эквивалентной стоимости 2 зач. ед.; плата за предоставление информационно-методического обеспечения учебного процесса (пользование библиотекой, компьютерными классами, доступ к сети Интернет и сетевым ресурсам университета) в сумме, эквивалентной стоимости 4 зач. ед.; плата за пакет гарантированных социальных и досугово-развлекательных услуг в сумме, примерно эквивалентной стоимости 4 зач. ед.
  Описанная структура семестровой платы за обучения позволяет приравнять ее к 40 удельным единицам стоимости обучения в расчете на 1 зач. ед.
  Проиллюстрируем описанный подход к финансированию высшего образования следующими условными расчетами.
  Пример 4. Предположим, что обязательная плата за обучение в государственных вузах в семестр установлена в размере двух среднемесячных заработных плат по стране и составляет 18 тыс. р. (среднемесячная зарплата по стране принята равной 9000 р.) Удельная единица стоимости обучения в расчете на 1 зач. ед. составит 450 р. (18 тыс. р. / 40 удельных единиц стоимости обучения). Тогда структура стоимости обучения в университете для студента будет включать следующие составляющие:
  13 500 р. - оплата за изучение дисциплин (курсовых модулей) семестрового учебного плана суммарной трудоемкостью 30 зач. ед.;
  900 р. - стоимость выдаваемых студенту информационнометодических материалов;
  1 800 р. - плата за пользование в течение семестра библиотекой, компьютерными классами, терминалами доступа в Интернет и к сетевым ресурсам университета;
  1 800 р. - плата за пакет гарантированных социальных и досуговоразвлекательных услуг (студенческое самоуправление, кружковая работа, спортивные соревнования и др. ).
  При таком подходе к расчету платы за обучение студент точно знает, какие услуги и какого качества должны быть ему предоставлены университетом. В переданных ему инструктивных материалах должен достаточно подробно описываться регламент работы и обязанности персонала всех структурных подразделений университета, реализующих для студента оплаченные услуги, в том числе персонал подразделений учебного комплекса (кафедр, лабораторий и т. д.).
  Отметим что, если студент формирует свой семестровый учебный план в объеме, существенно отличающемся от нормативного (например, большем, чем 35 зач. ед., и меньшем, чем 25 зач. ед.), размер платы за обучение может рассчитываться по увеличенному на 20-30% тарифу.
  Если студент по итогам очередного семестра оказался не аттестованным по обязательной для изучения дисциплине трудоемкостью, например 5 зач. ед., это не грозит ему отчислением, но он должен будет включить эту дисциплину в свой учебный план на ближайший семестр (весенний, летний, осенний), когда она преподается, и повторно заплатить 2 250 р. за ее изучение. Студенты, обучающиеся за счет предоставленных государством субсидий, повторное изучение дисциплин оплачивают из собственных средств. Учитывая, что в государственных вузах развитых стран студенты оплачивают лишь часть от полной стоимости обучения, на повторное изучение дисциплин правомерно могут быть установлены повышенные тарифы.
  Практика показала, что введение такого порядка расчетов с университетом в сочетании с необходимостью самостоятельно определять свою учебную программу и преподавателей на очередной семестр радикально изменяет студентов [3]. Они очень быстро избавляются от признаков инфантильности, становятся самостоятельными, более дисциплинированными, инициативными, быстрее приобретают коммуникативные навыки, необходимые, в частности, для будущей профессиональной деятельности. Таким образом, сама практика субъект-субъектного обучения в системе зачетных единиц становится важным элементом обеспечения формирования в течение срока обучения необходимых компетенций специалиста, причем именно тех ее составляющих, которые формируются вне аудиторной части обучения (коммуникативные качества, умения принимать решения и добиваться их выполнения и т. д.). Отметим, что этой же цели должны служить организуемые университетом мероприятия комплекса досугово-развлекательных услуг, обязательное внесение платы за которые предусматривается порядком расчетов студента с университетом.
  Важным условием эффективного функционирования университета является справедливое распределение средств, поступающих от студентов в качестве платы за обучение, между всеми подразделениями учебного комплекса университета.
  Например, фонд заработной платы преподавателей должен в полной мере определяться числом обучающихся в университете студентов и количеством оплаченных каждым из них занятий очередного семестра, объем которых выражен в зачетных единицах. Совместно заработанный преподавателями университета фонд заработной платы распределяется между всеми структурными подразделениями учебного комплекса, факультетами и кафедрами строго пропорционально объему выполненной ими учебной нагрузки. Средства, полученные кафедрой, распределяются между ее преподавателями в зависимости от нагрузки каждого, выраженной также в зачетных единицах, и, как было показано, зависящей от числа студентов, с которыми непосредственно работает преподаватель в течение семестра (напомним, что студенты по каждому изучаемому предмету сами выбирают себе преподавателей на очередной семестр).
  Естественно, что в этих условиях все сотрудники университета заинтересованы в минимизации штатов педагогического и учебновспомогательного персонала. Это обстоятельство в сочетании с особенностями субъект-субъектной технологии и индивидуальноориентированной организации учебного процесса позволяет увеличить показатель отношения числа студентов к числу преподавателей с характерного и для российских вузов значения 8-10 до обычного в мировой практике значения 20 и более студентов, осваивающих бакалаврские программы, на одного преподавателя.
  Для эффективного функционирования учебного комплекса университета важно, чтобы за счет учебного процесса не финансировались подразделения инфраструктуры университета, деятельность которых не связана с обеспечением учебного процесса. Именно по данному показателю негосударственные вузы, как правило, являются более эффективными, чем государственные, ректоры которых вынуждены поддерживать созданные еще при плановой экономике финансировавшиеся из бюджета элементы инфраструктуры, как правило, полезные, но не финансируемые в полной мере государством, а потому отвлекающие в настоящее время на свое содержание часть средств учебного комплекса. Это один из важнейших факторов, мешающих динамично наращивать заработную плату преподавателей государственных вузов, которая обычно ниже, чем у их коллег из негосударственных вузов.
  Для упрощенной оценки сбалансированности инфраструктуры учебного комплекса, государственной финансовой поддержки и установленной платы за обучение можно использовать показатель, характеризующий отношение размера вносимой студентами семестровой платы за обучение, к уровню средней по университету заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС). При использовании рассмотренных выше подходов к финансированию государственных вузов (с учетом доли государства в их финансировании) деятельность учебного комплекса университета может считаться эффективной, если соблюдается следующее условие [3]: средний уровень месячной заработной платы ППС университета примерно соответствует размеру платы за обучение, взимаемой с одного студента за семестр. Соблюдение данной пропорции при описанном выше механизме назначения платы за обучение позволит довести среднюю заработную плату рядового преподавателя до уровня, примерно вдвое превышающего показатель средней заработной платы по стране. При этом зарплату доцента можно будет повысить до уровня, примерно в 3 раза, а профессора в 4 превышающего размер средней заработной платы по стране. В сегодняшних социально-экономических условиях возвращение достойной зарплаты преподавателям может способствовать позитивным сдвигам в кадровом обеспечении образования и науки, когда для молодежи вновь станет престижно работать в университетах, заниматься подготовкой диссертаций и повышением своего педагогического мастерства.

 
© www.txtb.ru