Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1. Общая характеристика педагогической деятельности

  Педагогическая деятельность - это воспитывающее, развивающее и обучающее воздействие учителя на учеников, одновременно предполагающее его активное саморазвитие и самосовершенствование.
  Основные характеристики педагогической деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность. Функции педагогической деятельности:
  1) Конструктивная функция предполагает:
  - отбор и организацию содержания учебной информации;
  - проектирование деятельности учащихся;
  - проектирование совместной деятельности, обеспечивающей успешность процесса усвоения учащимися содержания учебного материала.
  2) Организаторская функция:
  - организация способов сообщения школьникам учебной информации;
  - организация различных видов деятельности учащихся;
  - организация собственной деятельности в ходе учебных занятий.
  3) Коммуникативная функция:
  - установление конструктивных взаимоотношений с учащимися;
  - установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией;
  - установление отношений сотрудничества с родителями учащихся.
  4) Гностическая функция:
  - умение анализировать подлежащее исследованию явление;
  - изучение содержания способов воздействия на других людей;
  - изучение психологических особенностей школьников;
  - изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.
  Формы педагогической деятельности.
  Педагогическая деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача передачи общественного опыта подрастающим поколениям выступала в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая им и перенимая их опыт.
  Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии.
  За всю историю в школе сменились формы передачи культурного опыта: беседа (сократическая беседа), работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и др. видов производственного обучения, где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное усвоение им производственных операций); вербальное наставление (институт “дядек”, монастырей, гувернеров и т.д.). Со временем Я.А.Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения. Начали дифференцироваться такие формы, как лекция, семинар, зачет, практикум.
  Уровни продуктивности педагогической деятельности.
  1. Непродуктивный (репродуктивный) - педагог лишь умеет пересказывать другим то, что знает сам.
  2. Малопродуктивный (адаптивный) - педагог умеет приспосабливать своё сообщение к особенностям обучаемой аудитории.
  3. Среднепродуктивный - педагог владеет стратегиями обучения учащихся знанием, навыкам, умениям по отдельным разделам какого-либо курса.
  4. Продуктивный (системно-моделирующий знания учащихся) - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом.
  5. Высокопродуктивный (системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
  Стили педагогической деятельности.
  Стиль деятельности - это устойчивая система способов, приёмов, проявляющаяся в разных условиях её существования. Стиль деятельности определяется спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями её субъекта.
  Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А.Кан-Каликом. К этим стилям относятся:- стиль увлеченности совместной творческой деятельностью с учащимися;

Характеристика стилей педагогической деятельности

Характеристика стилей педагогической деятельности

  - стиль дружеского расположения; автор обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может отрицательно сказаться на педагогической деятельности в целом;
  - стиль общения - дистанция, отражает тенденцию авторитарности, что благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, но не способствует личностному контакту учителя и учащихся;
  - стиль общения - устрашение и заигрывание. Название является краткой характеристикой сути. Оба стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
  Характеристика общепедагогических умений и навыков
  Навыки общепедагогические:
  - навык выразительной речи, выразительного чтения;
  - навык грамотного красивого письма;
  - навык целесообразных движений, мимики, жестов;
  - навык демонстрирования разнообразных предметов и работы с доской;
  - навыки библиографические;
  - навыки эффективного использования планов, конспектов, записей.
  - навыки владения аудиовизуальными средствами обучения.
  Умения общепедагогические - это интегральные качества учителя, обуславливающие успешность решения широкого круга образовательных задач в различных педагогических системах.
  Общепедагогические умения проявляются в деятельности любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Выделим их:
  - умение, обеспечивающее педагогическую диагностику и целеполагание;
  - умения, определяющие планирование образовательного процесса;
  - умения практической деятельности учителя по осуществлению намеченного плана;
  - рефлексивные умения.

 
© www.txtb.ru