Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2. Характеристика деловых и личностных качеств учителя

  Педагогическая профессия относится к профессиям типа “человек
  - человек” (в авторской классификации Е.А.Климова).
  Основные характеристики данного типа:
  - умение руководить; учить, воспитывать, умение осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;
  - умение слушать и выслушивать;
  - широкий кругозор;
  - речевая культура;
  - “душеведческая” направленность ума (наблюдательность к проявлению чувств, ума, характера человека; его поведению; умение мысленно представлять, моделировать внутренний мир одного человека;
  - педагогический оптимизм (вера в то, что человек всегда может стать лучше);
  - способность к сопереживанию (эмпатия);
  - наблюдательность;
  - умение решать нестандартные ситуации общения;
  - высокая степень саморегуляции.
  Рассмотрим более подробно особенности деловых и личностных качеств учителя в соответствии с моделью, разработанной Л.С. Спириным.
  Профессиональные потребности учителя.
  - потребность в общении с учащимися и их родителями;
  - потребность в овладении (углублении и расширении) педагогическими и психологическими знаниями, умениями, навыками;
  - потребность в постоянном пополнении своих специальных знаний;
  - потребность в общественной работе по созданию обстановки милосердия, гуманизма;
  - потребность в эстетическом оформлении жизни.
  Черты характера, выражающие гражданскую и профессиональную направленность:
  - патриотизм;
  - любовь к детям;
  - милосердие; миролюбие; гуманизм;
  - принципиальность;
  - коллективизм;
  - профессиональное новаторство;
  - профессиональная работоспособность;
  - общительность, толерантность, стремление к сотрудничеству с разными людьми.
  Интеллектуальные черты:
  - общая эрудиция;
  - педагогическая внимательность;
  - педагогическая наблюдательность;
  - хорошая память;
  - сообразительность;
  - глубина, широта, гибкость, оригинальность ума;
  - развитость речи;
  - чувство юмора.
  Нравственные черты характера, отражающие отношение к себе и другим:
  - ответственность;
  - душевность; доброжелательность;
  - приветливость;
  - доверие; отзывчивость; выдержка;
  - внимательность; разумная требовательность, справедливость;
  - снисходительность, терпеливость;
  - эмпатия, сочувствие, сострадание;
  - чувство собственного достоинства;
  - совестливость; трудолюбие;
  - профессиональная гордость; уверенность в себе;
  - требовательность к себе и другим;
  - скромность; простота; искренность; открытость;
  - прямота; тактическая верность слову.
  Нравственные черты, отражающие отношения к работе:
  - трудолюбие; самообладание при решении педагогических задач;
  - деловитость; целеустремленность, инициативность;
  - добросовестность; обязательность;
  - способность объективно оценивать результаты работы;
  - новаторство, творчество.
  Волевые черты характера:
  - целеустремленность;
  - самостоятельность;
  - организованность; собранность;
  - решительность; смелость.
  Эмоциональные черты характера:
  - эмпатия; эмоциональная отзывчивость на события детства и юности;
  - оптимизм, бодрость;
  - веселость;
  - необидчивость; нераздражительность;
  - доброжелательность.
  В любом педагогическом опыте имеется две стороны, два слоя: объективный - это набор методов и приемов работы, которые традиционно используются, и личностный - это то, как данный преподаватель в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Владеющий педагогическим мастерством преподаватель, объективная сторона работы которого ничего принципиально нового не содержит, вполне может быть и чаще всего бывает мастером своего дела, ибо имеет свой индивидуальный стиль.
  1. Индивидуальный стиль работы преподавателя Индивидуальный стиль работы преподавателя может быть охарактеризован следующим образом.
  Содержательные характеристики. Преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения; на процесс и результаты обучения; на результаты обучения;
  Адекватность - неадекватность планирования учебно­воспитательного процесса;
  Оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
  Рефлексивность - интуитивность.
  Динамические характеристики
  Гибкость - традиционность;
  Импульсивность - осторожность;
  Устойчивость - неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации;
  Стабильно положительно-эмоциональное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное положение;
  Наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожности;
  В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на других.
  Результативные характеристики:
  Однородность - неоднородность уровня знаний учащихся;
  Стабильность - неустойчивость у учащихся навыков учения;
  Высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету.
  2. Виды стилей деятельности преподавателя
  Наиболее характерны следующие четыре стиля.
  Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, преподаватель недостаточно адекватно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; для преподавания отбирает наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения. Ориентируясь в основном на сильных обучаемых, старается, чтобы его работа была творческой. Деятельность преподавателя высоко оперативна: часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.
  Эмоционалоно-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, преподаватель адекватно планирует учебно - методический материал, не упуская закрепления и запоминания, включая повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность преподавателя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Преподаватель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательность, а особенностями самого предмета.
  Рассуждающе - импровизованный. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексии. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на обучаемых косвенным путем, давая возможность детально оформить ответ..
  Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения. Для него характерна преимущественно репродуктивная деятельность учащихся. Преподаватель этого стиля отличается рефлексивностью, осторожностью в своих действиях.
  3. Уровни результативной деятельности преподавателя По результатам каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:
  • репродуктивный уровень - преподаватель может и умеет рассказать другим то, что знает сам.
  • адаптивный уровень - преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям.
  • локально-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения обучаемых в учебно-познавательную деятельность.
  • системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков обучаемых по своему предмету в целом.
  • системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучаемых, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
  4. Создание атмосферы психологической поддержки.
  В традиционной педагогике роли преподавателя в сравнении с ролью обучаемого придается преувеличенно большое значение. Главной задачей преподавателя является облегчение и одновременно стимулирование (фасилитация) процесса учения для ообучаемого, т.е. умение создавать соответствующую атмосферу, интеллектуальную и эмоциональную обстановку в киберклассе, атмосферу психологической поддержки.
  Обучение должно строиться и планироваться в соответствии с последовательностью, в которой перед обучаемыми возникают те или иные проблемы. Когда обучаемый уяснил для себя смысл проблемы, роль преподавателя сводиться к созданию свободной непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать обучаемого к ее решению. К. Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами.
  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым.
  2. Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.
  3. Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению.
  4. Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.
  5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
  6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
  7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
  8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
  9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося.
  10. Наконец, он должен хорошо знать себя.


 
© www.txtb.ru