Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.1. Деятельность как психологический феномен

  В психологической и философской литературе, посвященной проблеме деятельности, данная категория рассматривается многозначно. Можно выделить, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:
  1) Деятельность как совокупность результатов и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство.
  2) Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.
  3) Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это самодеятельность.
  4) Деятельность как таковая, вне её результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это практика.
  Предметом философского анализа выступает именно практика.
  Деятельностный подход в психологии
  В психологии категория деятельности рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследований.
  В первом аспекте изучалась связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний были введены такие понятия, как “совместная (коллективная) деятельность”, “индивидуальная деятельность”, а также были рассмотрены такие характеристики деятельности, как преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная.
  Деятельностный подход в психологии заложил А.Н.Леонтьев. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого, в качестве необходимого его момента возникает психическое “вообще”. Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным (правда в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность). А.Н.Леонтьев исходил из различия внешней и внутренней деятельности.
  Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, или идеальная деятельность сознания.
  Согласно взглядам А.Н.Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности.
  Психологическое строение индивидуальной деятельности
  Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности - мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляют задачу). И соотносимые с ними: деятельность - действия - операции.
  Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет её предметное содержание. Это внутренний план её осуществления, её образ, то, на основе чего она строится. Второй план деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют её структурные элементы. Это реализация деятельности. В своём единстве оба эти пласта составляют её психологическое содержание.
  В структуре деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения её отдельных структурных элементов (мотива - в цель и, соответственно, деятельности - в действие; цели - в условие её реализации). Это уже динамика деятельности, её трансформация.
  Анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания.
  Источником активности человека, его деятельности; выступают многообразные потребности.
  Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Потребность можно рассматривать как состояние нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
  Переживаемая человеком нужда и побуждает его к поиску предмета его удовлетворения. Предмет потребности есть её действенный мотив.
  Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив - это опредмеченная потребность. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.
  Мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая будучи представленой в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель - это представляемый или мыслимый результат деятельности.
  Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий.
  Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами, в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действий называются операциями. Операции - это преобразованные действия, ставшие способами других более сложных действий.
  В деятельности человека постоянно происходят такие взаимопревращения: деятельность ↔ действие ↔ операция и мотив ↔ цель ↔ условия. Подвижность составляющих деятельности выражается в том, что каждая из них может стать дробной или наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели).
  Сложные виды деятельности обычно побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.
  Особенности освоения деятельности человека
  Освоение любого вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности.
  Академик В.В.Давыдов выделял ряд общих закономерностей развития деятельности.
  1. Существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой).
  2. Её структурные компоненты постоянно меняют свои функции; превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах; действие может стать операцией, и наоборот).
  3. Различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни.
  4. Каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.
  В настоящее время наиболее разработанными в теории деятельности в психологии являются вопросы формирования конкретных умений и навыков. Остальные вопросы открыты и дискуссионны.
  Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий.
  Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умения рассматриваются при этом как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - вторая ступень, означающая уже хорошее, успешное, безошибочное выполнение действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием.
  Навык же означает, что применение знания приобретает автоматизированный характер.
  Согласно другой трактовке, умения и навыки относятся к разным действиям. Действия, которые выполняет человек очень разнообразны и имеют сложную иерархическую систему. Среди них есть простейшие; каждое из них как составной элемент входит в более сложное. Автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком.
  Владение сложной системой психических и практических действий, необходимой для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением.
  Умения, следовательно, - это сознательное применение знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях.


 
© www.txtb.ru