Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.2. Общение как взаимодействие социальных субъектов

  В психологии общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без удовлетворения которой замедляется, а иногда и прекращается развитие личности.
  Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как “коммуникативную деятельность”, рассмотрим её основные структурные компоненты:
  - предмет общения - это другой человек, партнер по общению, как субъект;
  - потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них, с их помощью - к самопознанию, самооценке;
  - коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение;
  - действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;
  - задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
  - средства общения - это те операции, с помощью которой осуществляются действия общения;
  - продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
  В целом, общение характеризуется содержанием, функциями, манерой и стилем.
  Содержание общения может быть различным:
  - передача (от человека к человеку) информации;
  - восприятие друг друга;
  - взаимооценка партнерами друг друга;
  - взаимовлияние партнеров;
  - взаимодействие партнеров;
  - управление групповой или массовой деятельностью.
  Функции общения выделяются в соответствии с содержанием. Выделяют четыре основные функции общения:
  - инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  - самовыражения (общение выступает как форма взаимного понимания, психологического контекста);
  - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.).
  Конечно, этими функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно выделить:
  - экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных переживаний);
  - социального контроля (регламентации поведения и деятельности);
  - социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами). и др.
  Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операциально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.
  Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Можно выделить показатели группового взаимодействия, которые характеризуют внешнюю сторону общения:
  - коммуникативная активность в группе общения;
  - интенсивность действий в общении;
  - инициативность в общении;
  - технико-коммуникативное мастерство общения и пр.
  Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуаций взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение. Манера общения определяется:
  - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным и т.п.);
  - поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.);
  - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т.д.).
  Американский исследователь Э.Холл, изучая проблемы общения, выделил следующие варианты дистанции при общении:
  • Интимная зона (15 - 45 см) - именно её человек охраняет как свою собственность. В неё допускаются лишь те, с кем мы находимся в тесном контакте (близкие, дети, супруги, любовники и т.п.). Попытка посторонних проникнуть в эту зону вызывает агрессию, чувство дискомфорта, раздражение.
  • Личная зона (0,45 - 1,2 м) - это расстояние, при котором люди общаются на вечеринках, официальных приёмов, во время дружеской беседы. Неприятно, если в эту зону проникают посторонние люди.
  • Социальная зона (1,2 - 3,6 м) - это дистанция должна выдерживаться, когда мы входим в чей-то кабинет; когда входит к нам в квартиру слесарь, электрик и т.д.
  • Общественная зона (более 3,6 м) - дистанции на митингах, лекциях и т.д.
  Конечно, величина данных относительна; для жителей перенаселенных городов - она меньше, для сельчан - больше; северяне общаются на больших дистанциях, южане - на меньших.
  В целом, манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере.
  Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение:
  - особенности коммуникативных возможностей человека;
  - сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  - психологическая или социальная индивидуальность человека;
  - особенности партнера по общению.
  - Наиболее распространенными являются следующие стили общения: творчески-продуктивный; дружеский; дистанционный; подавляющий; популистский; заигрывающий; требовательный; деловой; позиционный.
  Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.
  Средства общения делятся на пять основных групп:
  - лингвистические (речевые);
  - оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  - паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  - экстралингвистические (пауза, смех, плач, темп речи);
  - пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).
  Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию называют «словесным действием».
  Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность.
  Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.
  Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.
  Дикция, т.е. ясное, четкое, произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.
  Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.
  Жест - это движение, передающее на телесном уровне психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.
  Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.
  Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.
  Слияние словесного (вербального) и оптико-кинестетического (невербального) действий образуют процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.
  Механизмы взаимопонимания в общении таковы:
  - идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
  - стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам;
  - рефлексия - это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;
  - обратная связь - это механизм, посредством которого партнеры по общению узнают восприятие и оценку себя другим. Бывает пряма и косвенная обратная связь.
  Прямая обратная связь - непосредственная, незавуалированная психологическая информация относительно восприятия партнера и его поведения.
  Косвенная обратная связь - завуалированная форма передачи партнеру психологической информации (риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции и т.п.). В этом случае можно лишь догадаться, что хотел сказать партнер по общению.

Виды социальных воздействий (по Р.Ф.Бейлс)

Виды социальных воздействий (по Р.Ф.Бейлс)

  Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.
  В структуру взаимодействия входят:
  - субъекты взаимодействия;
  - взаимная связь;
  - взаимное влияние друг на друга;
  - взаимные изменения субъектов общения.
  Как диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству и интеграции, с одной стороны; к борьбе дифференциации с другой. Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными.

 
© www.txtb.ru