Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1. Наука ювенального права

  Зарождение ювенального права как области научных знаний обусловлено обострением социальных проблем, связанных с сокращением населения в Российской Федерации, увеличением количества детей, оставшихся без надзора родителей, ростом подростковой преступности и правонарушений и другими негативными факторами современной общественной жизни.
  В нашей стране по приблизительным подсчетам более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. безграмотных подростков, более 6 млн. детей, воспитывающихся в социально неблагоприятных условиях.
  Общество и государство, думая о будущем России, обязаны проводить научно обоснованную ювенальную политику, являющуюся составной частью социальной политики, и определять эффективные правовые средства, способные обеспечить реализацию такой политики.
  Развитие научной мысли имеет тенденцию к дифференциации и обособлению знаний в той или иной области исследовательской деятельности, а в совокупности с актуализацией общественных потребностей в защите прав несовершеннолетних проблема выделения ювенального права из других научных отраслей юриспруденции переходит в разряд первоочередных.
  Новое научное направление на современном этапе нуждается в уточнении границ исследовательской деятельности, то есть объекта науки ювенального права.
  В учебнике для вузов «Ювенальное право» под общей редакцией А.В. Заряева и В.Д. Малкова. (М., 2005. С. 28) существует взгляд на объект науки ювенального права как на исследование содержания общественных отношений с участием несовершеннолетних, выявление их эффективности и разработку обоснованных рекомендаций по совершенствованию ювенального законодательства.
  При анализе данной формулировки необходимо учитывать, что исследование общественных отношений с участием несовершеннолетних является объектом целого ряда наук - философии, педагогики, психологии, социологии и др., поэтому подобное обозначение границ исследования нельзя признать достаточно определенным. С другой стороны, понятие «участие» предполагает совместную деятельность с кем-либо, что же касается несовершеннолетних, то они зачастую, являясь недееспособными, не имеют возможности для такой деятельности, то есть в данном случае границы объекта неоправданно уменьшены.
  Ювенальные правоотношения могут возникать, реализовываться и без участия ребенка, еще до его рождения, когда, например, правовое регулирование общественных отношений стимулирует повышение рождаемости, создавая для этого благоприятные социально-экономические условия.
  Характерным для стимулирования рождаемости является Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
  В преамбуле к Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г., содержится ссылка на Декларацию ООН о правах ребенка от 1959 г.: «.ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»
  Как видно из текста Конвенции, правовая защита ребенка должна осуществляться и до его рождения.
  Развитие данной концепции нашло свое отражение в различных нормах уголовного, гражданского, семейного, жилищного, трудового права Российской Федерации, а также в законодательстве субъектов РФ.
  В качестве примера следует привести ст. 29 Закона Свердловской области «О защите прав ребенка» от 23 октября 1995 г. № 28-03, которая называется «Защита охраняемых законом интересов не родившегося, но зачатого ребенка» и регламентирует право на обеспечение нормального внутриутробного развития человеческого плода. В ст. 21 «О защите жилищных прав и интересов ребенка» указанного закона предусмотрено положение о том, что в случае предоставления семье, вновь получающей жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору найма, учитываются несовершеннолетние дети, а также не родившийся, но зачатый ребенок, начиная с 22-недельного срока беременности матери.
  В ч. 1 ст. 1116 ГК РФ «Лица, которые могут призываться к наследованию» сказано: «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после открытия наследства».
  В ст. 17 СК РФ содержится запрет на расторжение брака без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка.
  Ст. 225 ТК РФ регулирует вопросы предоставления отпуска по беременности и родам. Ст. 145 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Ст. ст. 105, 111, 117, 126, 127 и ряд других статей УК РФ предусматривают повышенную уголовную ответственность за вред, причиненный беременной женщине.
  Из приведенных выше нормативных актов видно, что участие несовершеннолетних в общественных отношениях не может являться обязательным элементом ювенальных правоотношений, т. к. ювенальные правоотношения охватывают обеспечение права на рождение ребенка и правоотношения, в которых ребенок не может принимать участие ввиду его недееспособности. Обязательным элементом ювенальных правоотношений следует признать деятельность, связанную с защитой прав и законных интересов ребенка, как до, так и после его рождения.
  В связи с этим представляется более целесообразным и обоснованным в качестве объекта науки ювенального права определять совокупность понятий, взглядов и идей о правовом регулировании общественных отношений, связанных с обеспечением потребностей общества и государства в рождаемости новых поколений и их благополучном социальном развитии.
  Под благополучным социальным развитием следует понимать процесс социализации личности ребенка, обусловленный физическим, умственным, нравственным, правовым, трудовым и иными видами воспитания, устранение причин и условий, порождающих детскую беспризорность, безнадзорность и правонарушения.
  Потребность общества и государства в воспроизводстве новых поколений и их социализации является вполне обусловленной, иначе могут исчезнуть как общество, так и государство. Уделяя необходимое внимание этим проблемам, государство будет придавать своей социальной политике разумность, перспективность и гуманность. Качество правового регулирования в данной области может являться показателем эффективной ювенальной политики, а понимание необходимости правового обеспечения защиты детства и семьи должно стать неотъемлемым элементом социальной государственной политики.
  Весьма актуально и в наши дни звучат рассуждения древнегреческого философа Сократа: «Странно было бы, мне кажется, если бы человек, ставши пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом; но что еще страннее, что человек, ставши правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства».
  Ювенальное право, как и любая другая наука, имеет свое начало в проблемах реальной действительности, отражающей общественные противоречия. С одной стороны, в обществе существуют потребности в воспроизводстве и сохранении человеческих ресурсов, в достойном существовании и безопасности, с другой стороны, сохраняется опасная тенденция стремительного уменьшения населения России, роста преступности, в том числе преступности несовершеннолетних.
  Объект науки ювенального права соотносится с ее предметом как соотносится общее с частным.
  В научной литературе можно встретить попытки сформулировать предмет ювенального права в одном понятии, например, «интересы несовершеннолетних» (Вещагина Л.Д. Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли науки: Материалы научно-технической конференции МГГУ. 2000). Такой подход противоречит логике соотношения общего с частным. Касаясь содержания предложенной формулировки, следует заметить, что субъективные интересы несовершеннолетних, в силу их недостаточного интеллектуального развития, не всегда могут совпадать с интересами общества и государства. Интересы и потребности несовершеннолетних необходимо формировать, доводить до социального и нравственного уровня, что является важной задачей общества и государства.
  Более целесообразно применять понятие «законные интересы несовершеннолетних», но необходимо учитывать, что содержание ювенальных правоотношений может включать в себя не только такие интересы, но и интересы иных лиц, например, родителей, педагогов или пострадавших от преступных посягательств несовершеннолетних.
  К предмету науки ювенального права и одновременно к основным задачам следует отнести теоретические и практические исследования в области правового регулирования:
  - стимулирования рождаемости населения;
  - социальной защиты семьи;
  - содержания образования и воспитания детей;
  - профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  - установления юридического положения (статуса) несовершеннолетнего в различных отраслях права;
  - иных общественных отношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних и их юридической ответственности;
  - ответственности физических и юридических лиц за нарушения ювенального законодательства;
  - деятельности органов ювенальной юстиции;
  - защиты прав ребенка в зарубежных странах и др.
  Учитывая, что объект ювенального права весьма обширен, то приведенный выше перечень исследований, составляющих предмет науки ювенального права, не является исчерпывающим. В него могут также входить: научные комментарии отечественного и зарубежного ювенального законодательства; обобщение практики его применения и оценка эффективности; разработка концепций и направлений ювенальной политики; изучение истории развития ювенального права и ювенальной юстиции и многое другое.
  Методология науки ювенального права основывается на философских методах познания. Основными методами теоретического исследования являются: диалектический; историко-правовой; сравнительно-правовой; метод анализа; метод синтеза, метод моделирования; метод абстрагирования и др. Также могут применяться и методы эмпирического исследования: наблюдение; опросы; анкетирование; описание; эксперимент; анализ статистических данных и др.

 
© www.txtb.ru