Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.2. Экологическое управление

  Экологическое управление (государственное управление в сфере охраны окружающей среды, экологический менеджмент) означает реализацию уполномоченными органами и должностными лицами экологической политики, проводимой в соответствии с действующим законодательством. К формам экологического управления, его внешним проявлениям относятся: акты управления, административные соглашения, материально­технические действия, проводимые в социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном направлениях.
  Система органов управления в сфере охраны окружающей среды представляет собой совокупность организационных форм, наделенных определенной компетенцией в области охраны окружающей среды. Эта система состоит из двух уровней - общего управления и специального управления. К первой группе относятся органы и должностные лица общей юридической компетенции, для которых экологический менеджмент лишь одна их управленческих функций. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов России и муниципальные органы.
  Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет разнообразные функции. К ней относятся природоохранные министерства (Министерство природных ресурсов РФ), государственные комитеты (Государственный комитет РФ по рыболовству), федеральные службы (Федеральная служба земельного кадастра России), федеральные агентства (Федеральное агентство водных ресурсов РФ), оперативно-розыскные органы в сфере обеспечения экологической безопасности (экологическая милиция) и ряд других.
  К специфическим функциям экологического управления относятся следующие:
  • Экологический мониторинг - совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
  • Ведение кадастров. Кадастры являются одним из источников информации и представляют собой систематизированную совокупность сведений о качественном и количественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды. Все кадастры (лесной, земельный, водный и др.) имеют статус государственных.
  • Регистрация. Регистрационная деятельность имеет огромное значение при выполнении контрольно-надзорных функций государственными органами. Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация может быть обязательной и добровольной.
  • Декларирование. Декларации - это новый вид обеспечения экологической безопасности. В декларации субъект сам определяет показатели, параметры своей деятельности и тем самым накладывает на себя обязательства по их соблюдению. Помимо деклараций в российском законодательстве используются уведомления, означающие обязательное сообщение о произведенных или согласование планируемых действий, и подтверждения, подразумевающие направление сведений о неизменности производственного процесса, используемого сырья и т.д.
  • Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия - это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящиеся в собственности либо пользовании, об их состоянии, видах воздействия и мерах по защите.
  • Государственная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проверяет соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации производственного объекта в целях предупреждения возможных негативных воздействий.
  • Экологический контроль - проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства.
  • Экологическое лицензирование. Лицензия - это официальный документ, разрешающий определенному лицу осуществление указанного вида деятельности в течение установленного срока.
  • Экологическое нормирование. Один из наиболее сложных и интенсивно развивающихся инструментов охраны окружающей среды. Нормативы призваны определить предельную допустимость вредного воздействия, лимиты использования природных ресурсов и др.
  • Экологическая стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
  • Экологическая сертификация - специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции требованиям технических регламентов, стандартов, договоров.


 
© www.txtb.ru