Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Козак В.Г., Глущенко С.С. Эколого-географическая характеристика среды проживания эвенков Амурской области

   Во время комплексной научно-исследовательской экспедиции преподавателей Благовещенского государственного педагогического университета в места компактного проживания амурских эвенков произведен сопряженный географический анализ природной среды проживания аборигенов во взаимосвязи с их традиционным образом жизни и хозяйствования.
   Эвенки - древний, коренной, ставший ныне малочисленным народ, исконно проживающий в условиях, максимально приближенных к естественным, и находящийся в постоянной зависимости от них. Такая приспособленность к окружающей природной среде практически свойственна для всех завершающих свое развитие этносов (находящихся в фазе развития, близкой к обскурации).
   Отечественные исследователи считают прародиной эвенков, как и других народов тунгусской группы, район Прибайкалья - Южного Забайкалья - Верхнего Амура, а их предками - племена, обитавшие здесь в середине I тысячелетия нашей эры (Евдокимов, 1967). Этими предками были племена шивей и родственные им тунгусские племена мохэ. Мохэ появились на Дальнем Востоке еще в конце I тысячелетия до нашей эры и расселились в Приамурье и Приморье - наиболее выгодных для земледелия районах.
   Шивеи занимались преимущественно охотой, а основным занятием мохэ было земледелие. Если в ХУІІ веке в Приамурье было эвенков 5 тысяч человек, то по данным переписи населения, проводившейся в 1958 году, их оставалось 2,5 тыс. человек (Евдокимов, 1967), а в 2001 году их насчитывалось всего 1317 человек. С сокращением численности эвенков утрачиваются традиционные навыки, культура, язык, постепенно меняется уклад жизни, переходя в новое русло, соответствующее происходящим историческим процессам в обществе.
   Все родовые объединения, жившие в XVII веке на территории Амурской области, делились на две группы - охотничье - оленную и пашенно-скотную. «Оленные» тунгусы обитали на северных окраинах области в местах оленьих пастбищ и коренных охотничьих угодий. По верховьям рек Гилюя, Уркана, Нюкжи жил род манагиров, а по долинам Верхней Селемджи и Быссы - бирары.
   «Пашенно-скотные» тунгусы жили по берегам средней Зеи и ее притоков - Уркана, Депа, Селемджи и Томи. К ним относились племена баягиров, дуланов, турчанов, ежегунов и большое объединение сологонов. Все степное левобережье верхнего Амура до устья Буреи населяли племена земледельцев- дауров. Роды пашенных тунгусов тесно соприкасались с даура- ми и имели много общего с ними в культуре и быте.
   Основная часть эвенкийского населения Амурской области сосредоточена в Тындинском, Зейском и Селемджинском административных районах, их количество составляет 0,13 % от общей численности населения области. В Тындинском районе проживает 795 эвенков (1,1 % общего населения района), в Зейском - 238 (0,4 % населения района), в Селемджинском - 284 человека. В этих районах существуют 5 эвенкийских оленеводческо-промысловых хозяйств, 3 из которых находятся в Тындинском районе. Центральные усадьбы этих хозяйств являются местами компактного проживания эвенков.
   В западной части Тындинского района расположен колхоз «Нюкжа», территория которого площадью 2200 тыс. га находится в бассейне реки Олекмы. Центральная усадьба колхоза (с. Усть-Нюкжа) расположена в 370 км западнее г. Тынды. Население Усть-Нюкжи - 621 человек, в том числе 354 эвенка.
   В центральной части Тындинского района в бассейне реки Нюкжи расположено государственное предприятие «1 Мая». Его площадь составляет 1300 тыс. га. Центральная усадьба (с. Усть-Уркима) удалена от г. Тынды на 152 км. В этом селе проживает 402 человека, из них эвенков - 241.
   Муниципальное унитарное предприятие «Первомайская фактория» находится в восточной части Тындинского района. Ее площадь - 1600 тыс. га. Центральная усадьба хозяйства (с. Первомайское) расположена в 12 км от Тынды. В селе проживает 949 человек, 200 из которых - эвенки.
   В северной части области, в Зейском районе, - один эвенкийский совхоз «Ударник», имеет он 3300 тыс. га угодий, которые расположены в верховьях рек Зея и Мая. Центральная усадьба (п. Бомнак) находится на правом берегу Зейского водохранилища в 190 км севернее г. Зеи. Проживает в Бомнаке 569 человек, в том числе - 238 эвенков.
   На северо-востоке области, в восточной части Селемд- жинского района, расположено государственное предприятие «Улгэн», площадь угодий которого - 1710 тыс. га. Территория хозяйства занимает верховья Селемджи и бассейны правых притоков рек Бурея-Акишма, Ын, Кивели, Ниман. Центральная усадьба хозяйства (с. Ивановское) - удалена от п. Экимчан на 55 км к востоку. В Ивановском проживает 428 человек, 308 из них - эвенки.
   В северо-западной части Селемджинского района в верховьях реки Норы кочует родовое поселение эвенков Яковлевых из 24 человек. Они не имеют места компактного проживания, живут в тайге отдельными семьями и занимаются традиционным хозяйствованием. В организационно-хозяйственном отношении они связаны с «Мазановским охотпромхзом» по принципу фактории.
   Природная среда обитания амурских эвенков - это северные территории области с характерным горным рельефом, при этом гористость увеличивается с юга на север и северо-восток. Геологическое строение этой территории обусловлено ее положением в структуре Евроазиатского материка (Козловский, 1986). Регион охватывает окраины Сибирской и Китайской платформ - Китайских континентальных структур - и расположенные между ними подвижные области.
   Северная часть региона относится к Сибирской платформе, в пределах которой выделяют окраины Сибирский плиты и Азиатско-Становой геоблок. Чехол плиты сложен горизонтально- или полого-залегающими осадочными отложениями позднепротерозойского, раннепалеозойского и мезозойского (юрского) возраста.
   Северо-восточную часть территории проживания эвенков занимает Амурский геоблок в составе Буреинского массива (выступ Китайской платформы) и обрамляющая его складчатая Монголо-Охотская система с севера.
   Сложное геолого-структурное положение и строение территории обусловили наличие здесь разнообразных комплексов осадочных, магматических и метаморфических пород различного состава и возраста - от древнейших раннеархейских (возраст более 3,5 млрд. лет) до современных образований. Они обуславливают также высокую тектоническую подвижность территории, разбитой на крупные блоки, каждый из которых прошел сложную и отличную от других блоков историю геологического развития.
   Несмотря на недостаточную геологическую изученность, в настоящее время здесь открыты и разведаны крупные месторождения железных руд, меди, свинца, цинка, олова, молибдена, редких металлов и цветных камней.
   Для севера Амурской области характерно сочетание средне- и низкогорного рельефа с отдельными участками высокогорного гольцового (с отметками вершин до 2 - 2,5 км - хребты Становой, Джугдыр и Джагды) и обширных аккумулятивноденудационных равнин в межгорных впадинах. Становой хребет в западной части характеризуется среднегорным рельефом с преобладанием гор с пологими склонами, округлыми, иногда куполообразными вершинами, над которыми лишь местами поднимаются безлесные гольцы. Восточнее, в верховьях реки Зеи и левых притоков реки Уды, рельеф становится более высокогорным. Горы имеют альпинотипный характер - крупные склоны, зазубренные гребни, узкие глубокие долины.
   К югу и к юго-востоку от Станового хребта расположены хребты Тукурингра, Джугдыр, Туринский, Ям-Алинский, Се- лемджинский и Эзоп. Большая часть их характеризуется относительно небольшими высотами, исключение составляют водоразделительные участки хребтов Джугдыр, Селемджинский и Туранский, в пределах которых отдельные вершины поднимаются до 2000 м и выше над уровнем моря. Абсолютный максимум высот достигает гора Город-Макит (2295 м). Большинство других вершин поднимается до 1800-2000 метров. Днища долин расположены на высоте около 800 метров над уровнем моря.
   Климат мест проживания эвенков умеренный резко- или ультраконтинентальный с муссонными чертами. Континенталь- ность проявляется в больших годовых (60-70°) и суточных (до 20°) амплитудах температур воздуха, холодными зимами и жарким летним сезоном. Муссонность обусловливает относительно прохладное лето и значительное преобладание летних осадков. Зима - ясная, морозная, маловетреная, с небольшим количеством осадков, относительно маломощным снежным покровом. Среднемесячная температура января в Усть-Нюкже -32,7°С, Усть-Уркиме - 31,7°С, Бомнаке - 32,5°С, Ивановском -33,1°С. Весна наступает поздно, заморозки на почве отмечаются в среднем до двадцатых чисел июня. Частота наступления заморозков повышается с увеличением абсолютной высоты местности.
   Лето умеренно жаркое, со значительным количеством дней с облачностью и большим количеством осадков. Среднегодовое количество осадков на западе Амурской области составляет 450-500 мм, на востоке - 800-900 мм. С мая по сентябрь выпадает до 80 % годовой суммы осадков. Летние дожди нередко имеют характер ливней и периодически вызывают катастрофические наводнения, а в горах - интенсивное развитие селевых и эрозионных процессов. Наиболее теплый месяц - июль. Его среднемесячная температура достигает +17,6°С, а в отдельные дни превышает +30°С (абсолютный максимум +35°С -Тында). Безморозный период длится 96 дней. Первые осенние заморозки появляются в конце августа.
   Устойчивые отрицательные температуры воздуха устанавливаются в начале сентября. В это время резко сокращается количество осадков. К концу осени и особенно зимой их выпадает минимальное количество - 2-4 % от годового количества осадков. Среднегодовое количество осадков 456 мм. Малая глубина снега при низких температурах воздуха приводит к сильному промерзанию почвы (до 2,5-3 м). Зимние температуры воздуха очень низкие, в отдельные периоды они достигают - 50- 56°С. Среднемесячная температура января - 32,8°С. Мощность снежного покрова составляет от 34 см до 53 см, который сохраняется в течение 190 дней.
   Гидрографическая сеть территорий компактного проживания автохтонов относится в основном к системе реки Амур. Лишь река Олекма и ее приток Нюкжа, протекающие в северозападной части Амурской области, принадлежат к системе реки Лены. Река Мая, которая берет начало близ Токинского Стано- вика, относится к системе реки Уды, впадающей в Охотское море.
   Из-за широкого распространения мерзлоты температура воды в реках низкая, даже в июле она не превышает + 4-5° (Козловский, 1986). По устройству долин и характеру течения реки горные, характеризующиеся большим падением и быстрым течением, на них обычны перекаты и пороги. По характеру питания все реки относятся к дальневосточному типу, т.е. за счет дождей обеспечивается до 80 % годового стока. Это вызывает значительные колебания уровня воды в реках, которые наблюдаются в летне-осенний период, в сезон дождей. Замерзают реки в октябре. Зимой промерзают не только мелкие, но и крупные реки, толщина льда которых колеблется от 1,6 до 2 метров. Начало ледохода наблюдается в начале мая, очищаются реки ледяного панциря в конце мая.
   Суровые климатические условия, наличие многолетней и сезонной мерзлоты, бедный состав растительности обуславливают распространение на территории хозяйств почв с низким плодородием: горно-тундровых и горных буро-таежных иллювиально-гумусовых. Горно-тундровые почвы приурочены к высотам от 800-1000 метров и выше и характерны для гольцевого и подгольцевого пояса. Для склонов и вершин гор, покрытых лиственничниками, характерно наличие горных буро-таежных ил- лювально-гумусовых почв.
   Многолетнемерзлотные породы развиты почти всюду, за исключением русел крупных водотоков и изредка на южных склонах. В долине реки Зеи мерзлота развита прерывисто в виде отдельных островов с температурой около -0,7 ° С; а мощность мерзлотного слоя достигает 20 м (Проект..,1980). Сезонная и многолетняя мерзлота обусловливает слабое прогревание почв. Летом супесчаные грунты оттаивают на 2-3 метра, а если они покрыты моховым покровом - всего на 20-30 см. В северовосточной части, в Селемджинском районе, мерзлота распространена значительно шире, почти повсеместно и наиболее холодными являются грунты заболоченных высоких пойм.
   Территория проживания эвенков находится в горнотаежной зоне, переходящей местами в лесотундру. По лесорастительному районированию она относятся к ВосточноСибирской подобласти светлохвойных лесов подзоны средней тайги. Наиболее распространена заболоченная лиственничная тайга, маревые пространства с угнетенными лиственничноберезовыми редколесьями, что обусловлено многолетней мерзлотой и наличием суглинистого горизонта. Водоразделы и склоновые участки заняты светлохвойной тайгой, образованной лиственницей Гмелина (даурской), березой плосколистной, а по более дренированным участкам - сосной обыкновенной.
   В подлеске, на марях, произрастают березы кустарниковая и Миддендорфа, ольха кустарниковая, брусника, клюква, морошка. Из трав в покрове доминируют осока, грушанка, майник, вейник. На севере горный рельеф определяет в распространении растительности вертикальную зональность. Склоны хребтов от 1000 метров и выше покрыты горнотундровой и гольцевой растительностью, представленной в основном лишайниками. Ниже, на высотах 700-1000 м произрастают лиственничники с кедровым стлаником либо ерниковые багульниковые лиственничники.
   Животный мир представлен в основном ВосточноСибирским фаунистическим комплексом. Его основу составляют бурый медведь, лось, изюбр, северный олень, кабарга, соболь, горностай, росомаха, заяц-беляк, красная полевка. Из охотничье-промысловых птиц - каменный глухарь, рябчик, белая куропатка. Здесь же обитает охраняемый государством вид - дикуша азиатская, или по-эвенкийски, «карака», очень доверчивая птица, на которую, согласно эвенкийской легенде, «охотник может обратить свой взор и охотничий азарт только в трудную минуту, когда иначе в тайге уже не выжить».
   При географическом анализе природной среды проживания эвенков обращает на себя внимание обилие топонимов эвенкийского происхождения, которые характерны для большей части территории области. Авторами предпринята попытка топонимического районирования территории Амурской области с целью выявления мест исторического расселения эвенков и определения связи топографических названий с эвенкийскими хозяйственно-бытовыми и культурными основами жизни (рис. 1).
   Топонимическое исследование гидросети Амурской области показало соответствие многих названий рек быту, образу жизни и хозяйствования эвенков, географическим особенностям местности. В результате изучения эвенкийской гидронимики предлагается классификация названий рек и перевод их на русский язык (использованы данные «Словаря топонимов Амурской области» (Мельников и др., 1998).

Рис 1. Картосхема топонимического районирования Амурской области

Рис 1. Картосхема топонимического районирования Амурской области

   Классификация эвенкийских гидротопонимов
   I. Названия, связанные с географическими особенностями
   а) состояние гидросети (ширина, глубина, скорость течения и другие особенности рек)
   Мульмуга - (впадает в Зейское водохранилище в Зейском районе) - большая вода;
   Мульмугакан (впадает в Зейское водохранилище в Зейском районе) - маленькая река;
   Мудичи (пп. Осежина в Сковородинском районе) - наводнение, разлив;
   Могот (впадает в Зейское водохранилище в Зейском районе) - завал на реке;
   Лукачек (пп. Стойбы Н. в Селемджинском районе) - большая, длинная излучина реки;
   Конктар ( л.п. Эльга Н в Селемджинском районе) - мыс, изгиб, излучина реки;
   Ниван (п.п. Зеи в Зейском районе) - порог на реке, быстрина, небольшой водопад;
   Ологна - (п.п. Ольги в Магдагачинском районе) - брод, переправа;
   Якта (п.п. Болодянит в Зейском районе) - ключ, который бьет из под земли;
   Лава (п.п. Норы в Селемджинском районе) - топь, трясина, болото,
   б) характеристика берегов и дна реки
   Гирбичёк (л.п. Селемджи в Мазановском районе) - песчаный берег, коса, отмель;
   Джалта (п.п. Иликана) - порог, каменистое дно рек с выходящими на поверхность воды камнями;
   Иса (п.п. Иги в Селемджинском районе) - камень;
   Инами (л.п. Урка в Сковородинском районе; л.п. Эльгакан Б. в Тындинском районе) - мелкий камень, галька, песок, песчаный берег реки, речная отмель, коса, сложенные мелким наносным материалом.
   Серигда (п.п. Гилюя в Тындинском районе) - песок, галька, отмель.
   в) характеристика рельефа местности
   Анган (л.п. Амура в Магдагачинском районе) - ущелье, овраг;
   Быракан (п.п. Урка в Сковородинском районе) - холм, горы, хребет, скалистый хребет;
   Кадама (п.п. Луча в Зейском районе) - надводная скала;
   Камнега (п.п. Тукса в Зейском районе) - утес, крутой склон, падающий к реке;
   Купури (л.п. Зеи в Зейском районе) - место, со всех сторон окруженное скалами;
   Курульта (л.п. Олекмы в Тындинском районе) - обрыв, край, яр.;
   Налуга (п.п. Тока в Зейском районе) - равнина у подножия горы;
   Опэкэ (л.п. Зеи в Зейском районе) - между двух сопок в седловине;
   Янкан (л.п. Крестовки в Тындинском районе) - большая гора.
   г) характеристика климатических условий местности
   Алеун (л.п. Токи в Ромненском районе) - летовье;
   Балгикта (л.п. Нюкжи в Тындинском районе) - осень;
   Имангра (л.п. Олекмы) - студень, заснеженная, снег;
   II. Названия, связанные с особенностями растительности
   Борич (п.п. Ушмына в Мазановском районе) - старый ягельник;
   Урэмэ (п.п. Итымди в Зейском районе) - горная тайга;
   Ланкули (л.п. Олекмы в Тындинском районе) - луг;
   Дутэ (л.п. Депа в Зейском районе) - тундра, болото, мшистая поляна;
   Джагдали (л.п. Зеи, п.п. Иракана, п.п. Олонгро, п.п. Унахи в Зейском районе, п.п. Геткана и п.п. Тынды в Тындинском районе) - сосна;
   Елана (л.п. Еранда в Селемджинском районе) - густой еловый лес;
   Халан (п.п. Ольдое Б.) - два дерева, растущих от одного корня;
   Чалгана (п.п. Гербелик в Магдагачинском районе) - береза.
   III. Названия, связанные с животным миром
   Абайканка (п.п. Селемджи Мазановского района) - медвежонок;
   Баюгунан (л.п. Стойба Ниж.) - молодой сохатый;
   Гуран (л.п. Амура в Благовещенском районе и п.п. Ольдоя в Сковородинском районе) - дикий козел;
   Мукит (п.п. Могота в Тындинском районе) - кабарга, кабарожье;
   Нанаки Б. (п.п. Акимы) - новорожденный лосенок;
   Сокжой (л.п. Луча с притоками Л.иП. Соктой в Зейском районе) - дикий северный олень;
   Ток (п.п. Зеи в Зейском районе) - лось, сохатый;
   Тугутка (л.п. Инарогда в Селемджинском районе) - теленок оленя;
   Улукиткан (п.п. Бомнака в Зейском районе) - бельчонок;
   Дуткан (л.п. Зеи в Зейском районе) - щука;
   Нора (п.п. Селемджи в Селемджинском районе) - хариус;
   Совогнанде (л.п. Арги в Зейском районе) - карасиная;
   IV. Названия, связанные с хозяйственной деятельностью
   а) с оленеводством
   Джагарама (л.п. Зеи в Зейском районе) - летнее стойбище;
   Курачи (л.п. Купури в Зейском районе) - загон для оленей;
   Курайкангра (л.п. Оконон Б. в Зейском районе) - ограда, изгородь, забор, загон для скота, подворье;
   б) с охотой
   Таксан (п.п. Дена в Зейском районе) - караулить;
   Хорогочи (л.п. В. Ларбы Тындинского района) - глухариный ток;
   Кудачи (п.п. Унахзи в Зейском районе) - солончак, солонец, куда приходят лизать соль косули, изюбр, лизанец;
   в) с рыболовством
   Уюк (л.п. Брянты в Зейском районе) -место зимовки рыбы в реке.;
   Ольдой (л.п. Амура) - рыба, рыбная река;
   Джалингра (л.п. Гилюя и п.п. Джалинды в Тындинском районе) - таймень, тайменовая река.
   V. Названия, связанные с бытом эвенков и обрядами
   Гулик (п. п. Зеи в Зейском районе) - место, где на лобазе оставлены кости медведя или лося;
   Килянжак (л.п. Купури в Зейском районе) - место, где делали лыжи;
   Коболдо (п.п. Селемджи в Селемджинском районе) - ло- баз на столбах для хранения продуктов;
   Каналхо (п.п. Гилюя М. в Тындинском районе) - вместо ботала (колокольчик на шее оленя - деревянные погремушки, которые назывались «каналан»);
   Колорок (л.п. Купури в Зейском районе) - сума, куда складывают разные вещи;
   Конколай (л.п. Усмун в Зейском районе) - рукавица;
   Лопча (л.п. Нюкжи в Тындинском районе) - место, где просушивали на солнце мясо.
   Независимо от изменений, происходивших в процессе существования эвенков, ими сохранен традиционный уклад жизни и хозяйствования, привязанный к таежному природопользованию. Основные приоритеты во все времена отдавались охоте и оленеводству, другие отрасли имели второстепенное значение.
   Охота велась с целью получения мясной, кожевенномеховой продукции и пушнины. Основными объектами охотничьего промысла были лось, северный олень, медведь, кабарга, реже косуля, изюбрь, снежный баран. Из пушных видов - белка, соболь, горностай. Добывалась и боровая дичь - рябчик, каменный глухарь.
   Для эвенков был характерен маршрутный способ охоты, при котором перемещения осуществлялись в зависимости от степени опромышления угодий, мест концентрации дичи и состояния оленьих пастбищ. У каждого рода и семейства были отдельные реки и строго определенные территории, находящиеся в их собственности.
   Охота осуществлялась чаще активными способами с использованием охотничьих собак. Применялись и различные самоловы, самострелы. Обычно охотились верхом на олене. Копытных преследовали с помощью оленей, устраивали засады на водопойных тропах. Медведей добывали с помощью рогатины. С появлением огнестрельного оружия сократилась роль самоловов в охотпромысле и возросло значение ружейной охоты (Проект охотэкономического общества, 1980 г.).
   Современные эвенки по-прежнему используют традиционные способы охоты. Кроме того, они применяют снегоходный транспорт, современное оружие, боеприпасы, но олень не перестает являться обязательным атрибутом охотника - эвенка.
   Традиционно оленеводство имело транспортное направление, и тем самым ему придавалась исключительная важность в жизнеобеспечении. Эвенки содержали по 30-50 оленей, используемых в основном как транспорт для охоты и кочевок, но от них так же получали прекрасное мясо, шкуры, лекарственную продукцию. У амурских эвенков обычно применяется полуволь- ное содержание оленей небольшими стадами. В коллективных хозяйствах при выпасах более крупных стад, по 300-500 голов, сохранилась полувольная технология, характерная для таежного оленеводства. Суть её в том, что вольный выпас оленей сочетается с приучением их к человеку с помощью подкормок или поочередного содержания в загонах части стада, к которой возвращались остальные олени.
   Этот низкозатратный способ ведения оленеводства позволяет свободно использовать оленьи пастбища без нанесения им ущерба. В то же время при полувольном содержании олени не охраняются на выпасах и часто подвергаются нападениям хищ- ников-волков, медведей, уничтожающих в основном молодняк, часть оленей теряется, дичает или отстреливается браконьерами. Несмотря на недостатки и неперспективность, полувольное содержание оленей является наиболее распространенным в Амурской области и в настоящее время.
   Из продукции охотничьего промысла и оленеводства эвенки изготавливают разнообразные изделия - обувь, одежду, головные уборы, коврики, необходимый инвентарь. Этим в основном занимаются женщины. Национальные изделия отличаются рационализмом, удобством, прочностью и особым, присущим каждой мастерице, дизайном.
   Рыболовство в жизни эвенков не играет столь важной роли, как у народностей, населяющих берега Амура, но, тем не менее, является частью их хозяйствования. Наибольшее значение рыболовство имеет для эвенков, населяющих берега р. Олекмы в Тындинском районе и Зейского водохранилища с его притоками в Зейском районе. Рыба используется как продукт питания, как корм для собак и для приманок при охоте на пушных зверей.
   В соответствии с укладом жизни у эвенков сформировалось множество различных примет, обычаев, верований, выработанных на протяжении длительного пути исторического развития.
   Постоянная зависимость от природы породила систему обрядов и верований, главным образом связанных с основами жизнеобеспечения эвенков охотой и оленеводством. А.И. Мазин (1984) отмечал, что многие верования связаны с уподоблением животных человеку (анимизм) в силу их, якобы, «родства». За животными признавалось понимание человеческого языка и адекватное восприятие окружающего мира. Другие обрядовые действия связаны с представлением о возрождении добытых промысловых животных, что объяснялось стремлением человека обеспечить себя и впредь пищей. Эти древние представления эвенков сформировались в культовые отношения к лосю, оленю и медведю, игравших важную роль в повседневной жизни северян как источники получения пищи, тепла и лекарства.
   Разделка туш убитых зверей производилась в определенном порядке с соблюдением особого ритуала, после чего место разделки закладывалось ветками, чтобы «враждебные духи» не могли осквернить тело животного. Считалось, что и у растений, и у животных есть «синкен» - душа, которая находится в определенных частях тела и способна, если её не обидеть, возвращаться к людям. Следуя этому верованию, с убитыми животными обращались с почтением, чтобы улетевшая душа добычи помогала в охотничьем промысле.
   У эвенков до сих пор сохранился обычай, когда, выходя на первую осеннюю охоту, мясо добытого зверя полностью отдают сородичам. Считалось, что благодаря такому поведению, сохранится охотничья удача.
   У этноса сложились различные охотничьи поверья, обереги, обряды, в которые свято верят до сих пор:
   «Нельзя хвастаться, что убьешь лося или оленя: услышит и не придет на выстрел»;
   «Нельзя кидать кости лося или оленя в огонь или разбрасывать: обидится, сообщит другим зверям, и они не будут попадаться»;
   «Нельзя при разделке туши разрубать тазовую кость: перестанут размножаться»;
   «Нельзя мужчине есть мясо с шеи: будут неудачи на охоте»;
   «Убив лося или оленя, дают его свежевать товарищу. Самому охотнику нельзя, иначе зверь рассердится»;
   «Убив зверя, принеси жертву со словами: «Подай такого». Иначе хозяин может обидеться».
   В оленеводстве тоже сложились своеобразные поверья:
   «Так, голову убитого домашнего оленя следовало отдать соседу, а глаза и копыта вешались на дерево. Считалось, что душа этого оленя вернется в виде приплода»;
   «Считалось хорошим знаком рождение олененка-урода, сулившего удачный год, большой приплод и здоровое стадо. Когда этот олененок умирал, его укладывали на специальный лабаз головой к восходу солнца, прикрыв сверху ветками»;
   «Обязательным считалось табуирование оленя, т.е. неприкосновенность избранного оленя, которого называли сэвэк. Считалось, что он обеспечит здоровье членов семьи и гарантию нормального развития оленьего стада».
   Выполняя древние обряды, эвенки возлагали надежды на благополучие, здоровье, удачу и продолжение жизни. Национальные традиции мудры и имеют большое воспитательное значение до сих пор, позволяя поддерживать культурные и бытовые традиции, передаваемые из поколения в поколение.
   В 20-х годах прошлого века север области населяли 307 эвенкийских хозяйств, из которых 199 были кочевыми, а 108 оседлыми (Серебренников, 1978, 1985). Добровольное объединение в промысловые и оленеводческие товарищества, артели в 30-х годах было заменено насильственной сплошной коллективизацией, которая сопровождалась переводом кочующих эвенков на оседлый образ жизни, обобществление оленей. В эти годы статистикой отмечался рост оленепоголовья в Амурской области с 3,8 тысяч голов в 1926 году до 15 тысяч в 1938 году, из которых 61 % были колхозными (Серебренников, 1978).
   Рост численности домашних оленей в годы коллективизации, с одной стороны, показал преимущество коллективного ведения хозяйства, с другой - объяснялся выявлением фактического количества оленей, установленного в процессе их обобществления.
   Большой знаток жизни эвенков Г.И. Сухомиров (2000) отмечает, что начатые в первые годы советской власти прогрессивные мероприятия в развитии экономики и культуры эвенкийского населения вскоре были забыты. У руководства становились люди, которые плохо знали особенности быта и хозяйствования аборигенов, придерживались другой культуры и обычаев и были убеждены, что центру лучше известно, как сделать пе- реферию счастливой.
   При переводе на оседлый образ жизни не учитывались самобытность культуры и специфика хозяйствования, выработанная на протяжении веков. Дети воспитывались в интернатах в отрыве от родителей, теряя преемственность поколений и не приобретая навыков работы в традиционных отраслях. Тайга для них становилась чужой, особенно для женщин, и лишь немногие возвращались в оленеводство. Этот процесс сохранился и в настоящее время. Не получив традиционного воспитания, молодёжь стремится жить в городе, но прижиться в нём не может, а если кто и остается, то часто без достойной работы и зарплаты. Возвращаясь в свои села, молодые люди с трудом привыкают к занятиям своих предков. Часто, оказавшись между городской цивилизацией и традиционной культурой, многие эвенки становятся безработными и страдают алкоголизмом.
   Инстинктивное стремление детей эвенков к традиционному образу жизни отмечалось в личных наблюдениях при посещении оленеводов в верховьях реки Селемджи. Дети до 15-16 летнего возраста охотно живут в летний период в тайге с оленеводами, занимаются вместе с взрослыми хозяйственными делами, заинтересованно вникают в тонкости оленеводства. Но, по словам оленеводов, этот интерес у детей пропадает по мере их взросления. Создав свои семьи, они уже не стремятся в тайгу, не хотят жить в отрыве от семьи и благ цивилизации. Получается, что старикам некому передать свои занятия и опыт, полученные от предков.
   Отсутствие квалифицированных специалистов и опытных оленеводов не позволяет улучшить положение дел в этой отрасли. Ситуация усугубляется нарушением экологической обстановки в местах проживания эвенков, охоты и выпаса оленей. В результате частых лесных пожаров и техногенного воздействия (лесовырубки, добыча полезных ископаемых, строительство дорог, электролиний) происходит сокращение оленьих пастбищ и их продуктивности. По словам оленеводов, в результате строительства БАМа из пастбище - оборота выпали площади шириной от 15 до 40 км вдоль железной дороги, на которых не выпасаются олени по причине частных лесных пожаров, гибели оленей, незаконного их отстрела и т. п.
   Динамика поголовья оленей в Амурской области свидетельствует о сокращении их численности по всем районам. За последнее десятилетие она уменьшилась более чем в два раза, стала ниже послевоенного уровня и составила на 2001 год 6,2 тыс. голов (в 1970 году было 17,3 тыс. голов). Сокращение поголовья оленей у эвенков происходит одновременно с сокращением численности самих эвенков.
   Данные исследования показывают, насколько гармонично вписывается хозяйственная культура эвенков, их уклад жизни в природу Амурского Севера и насколько уязвимы и то и другое. Процессы изменения среды обитания эвенков и их уклада жизни происходят параллельно, оказывая взаимное влияние.
   Постоянная зависимость выживания и благополучия эвенков от природных условий определяла выработку ими специфического образа жизни и хозяйствования, основанных на рациональном использовании природных ресурсов и бережном отношении к ним. Этот исторически сложившийся и проверенный временем традиционный эвенкийский уклад жизни служит образцом сосуществования Человека и Природы.
   Изучение и сохранение эвенкийских традиций, их богатой своеобразной национальной культуры, жизненного многовекового опыта имеет огромное значение для познания мира и места в нем человека. Рассмотрение изменений в системе взаимодействия окружающей среды и этноса (особенно малочисленного) на различных фазах его развития позволяет выявить закономерности формирования и динамики антропогенных и природноантропогенных ландшафтных комплексов. Геоэкологические, социально-экологические и другие исследования антропогенной динамики систем природы не могут проводиться без комплексного анализа среды существования этносов и особенностей их развития. Этнологические исследования позволяют выявить обусловленность изменений природных систем в различные исторические периоды.

Использованная литература

   1. Агроклиматические ресурсы Амурской области. 1973.104 с.
   2. Агроклиматический справочник Амурской области. - Благовещенск, 1960. - 136 с.
   3. Амгунь - Селемджинская экспедиция Академии наук СССР. Ч. 1. Буреинский отряд.
   4. Амурская область: Опыт энциклопедического словаря /Научн. ред. В. В. Воробьев и А. П. Деревянко, ред.- сост. Н. К. Шульман. - Благовещенск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд- ва, 1989.- 416 с.
   5. Атлас Амурской области /Отв. ред. В.Д. Топчилова. - Новосибирск: Роскартография, 2000. - 48 с.
   6. Гассовский Г.Н. Гилюй-Ольдойский охотничье- промысловый район //Производительные силы Дальнего Востока. Вып. 4. Животный мир. Владивосток - Хабаровск, 1927. - С. 471-570.
   7. Добровольский И.Д. Прошлое и настоящее охотничьего промысла ДВК. - Хабаровск, 1927. - 31 с.
   8. Евдокимов В. С. Амурские эвенки. - Хабаровское книжное издательство, 1967.- 16 с.
   9. Козловский Е.А. БАМ глазами человека. - М.: Недра, 1986. - 203 с.
   10. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков- орочонов (конец 19 - начало 20 в.). - Новосибирск: Наука, 1984. - 201 с.
   11. Мельников А.В., Подмарев Е.Ф., Коробушкин Н.Г. Словарь топонимов Амурской области. - Благовещенск, 1998.
   12. О ходе выполнения Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера. Госкомстат России. Амурский областной комитет государственной статистики. - Благовещенск, 2000.
   13. Проект охотэкономического обследования промысловооленеводческого совхоза «Ленин -Октон» Амурской области. Западно-Сибирская проектно-изыскательская экспедиция. - Новосибирск, 1980.
   14. Проект охотэкономического обследования промысловооленеводческого совхоза «Заря» Амурской области. ЗападноСибирская проектно-изыскательская экспедиция. - Новосибирск, 1980.
   15. Проект охотэкономического обследования промысловооленеводческого совхоза «Первое мая » Амурской области. Западно-Сибирская проектно-изыскательская экспедиция. - Новосибирск, 1980.
   16. Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народностей Севера. - М. - Л., 1955. - 569 с.
   17. Серебренников В.И. Проблемы таёжного природопользования восточной части зоны БАМ // Вопросы сельскохозяйственного освоения Восточной части зоны БАМ. - Благовещенск, 1978. - С.84-121.
   18. Слюнин Н.В. Современное положение нашего Дальнего Востока. - СПб., 1908.-303 с.
   19. Солярский В.В. Современное правовое и культурноэкономическое положение инородцев Приморского края. - Хабаровск, 1916.
   20. Сухомиров Г.И. Охотничье хозяйство Дальнего Востока. - Хабаровск, 1976. - 256 с.
   21. Сухомиров Г.И. Охотничье хозяйство Хабаровского края: развитие и перспективы. - Хабаровск, 2000. - 130 с.
   22. Сыроватский Д.И. Экономика и организация оленеводческого производства: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - Якутск, 2000. - 404 с.
   23. Таксами Ч. Люди у кромки земли // Правда. - 1989. - 2 марта.

 
© www.txtb.ru