Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Головин А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России

   Авторским коллективом Института национальных проблем образования Министерства образования РФ разработана Концепция модели северной этнической школы, которая опирается на новейшие представления о проблемах организации национальной школы и одновременно учитывает особенности существующих национальных школ у коренных малочисленных этносов российского Севера. В разработке данной Концепции принимал непосредственное участие и автор данной статьи.
   «Основные направления совершенствования системы образования коренных малочисленных народов Севера концептуально исходят из особого положения этих народов в социальноэкономической и социокультурной среде России, ответственности Российской Федерации как государства за сохранение и развитие как самих этих народов, так их самобытности, значимости образования для эффективного развития экономической, социальной и культурной жизни Севера в целом», - говорится во «Введении» Концепции.
   При создании данного документа авторы широко опирались на научные и практические разработки ученых- североведов, учитывался также практический опыт работы школ и органов управления образования в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, накопленный в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Эвенкии, на Таймыре и других регионах России. В рамках создания Концепции также был изучен опыт работы педагогических коллективов Первомайской и Усть-Нюкжинской средних школ Тындинского района Амурской области. Так, в марте 2001 года на базе этих школ Министерством образования РФ и Институтом национальных проблем образования был проведен семинар- совещание в декабре 2001 года в Москве. Директор школы выступал с изложением модели трудовой подготовки детей эвенков в Амурской области на научно-практической конференции.
   Школьное образование в его нынешнем виде, отмечается в Концепции, мало что дает для поддержания родных языков северян. Так, на конференции в Москве отмечалось, что безнадежно устарела повсеместно принятая в северных школах методика преподавания языка как родного через букварь и обучение чтению и письму, создававшаяся в 30-е годы и ориентированная на детей, знающих язык с детства. В работе с детьми мало учитывается специфика традиционной культуры и быта.
   Ошибочным является мнение, будто школа в одиночку способна «спасти» язык коренного населения в условиях, когда родители учеников не говорят на этом языке со своими детьми дома. Учителя школы не в состоянии заменить семью и обеспечить преемственность в использовании языка. В настоящее время лишь 42,3 % малочисленных народов Севера считают родным язык своей национальности, при этом свободно владеют русским языком 52,2 %, только 18,3 % северных народов общаются дома на родном языке. Степень владения родным языком повсеместно коррелирует с возрастом носителей: старшие поколения являются носителями языковых и культурных традиций, им характерны консервативные тенденции; а младшие, наоборот, являются носителями инновационных, центробежных тенденций в культуре, ориентированы не на родной язык, а на язык более крупного этноса (как правило, на русский или в Якутии - на якутский).
   Разрушение и расслоение языкового коллектива происходит не только по возрастному признаку. Степень владения языком связана также с большим количеством и других параметров: численность народности, тип хозяйственной деятельности (традиционная, нетрадиционная, географическое положение населенных пунктов и многие другие).
   В российской национальной школе понятие «родной язык» является ведущей частью национально-регионального компонента образовательного стандарта.
   Национально-региональный компонент учебного плана школы включает в себя, прежде всего, предметы гуманитарного цикла - важнейшие компоненты формирования духовного и культурного облика учащихся: родной язык и литературу, историю, этнографию и краеведение, быт народов Севера, иностранный язык и пр. (30 и более процентов учебной нагрузки), то есть те предметы, которые и характеризуют особенности современной национальной школы. Задачи Концепции модели северной этнической школы вытекают в свою очередь из положений модернизации российского образования. О том, что дальнейшее развитие общеобразовательных школ должно быть организационно увязано с происходящими социальными процессами в обществе. Трансформация образовательной системы и дальнейшее развитие школы для северян - с необходимостью адаптации учащихся тому или иному конкретному образу жизни и деятельности. В зависимости от этого выделяется два типа учебных заведений:
   - школа, обслуживающая коренное население, ведущее традиционный тип хозяйствования и кочевой образ жизни (автономный тип);
   - школа, обслуживающая коренное население, включенное в современные формы хозяйствования и адаптированное к сельским и городским условиям (интегративный тип).
   Реализация этой общей цели, трансформация школьной системы в интересах обеспечения указанных вариантов развития выдвигает необходимость решения взаимосвязанной цепи задач - общепедагогических, дидактических, воспитательных и управленческих.
   Структура этнических школ Севера должна быть организационно дифференцирована применительно к разным стратегиям образовательного развития. Наряду с существующими школами, школами- интернатами, школами с интернатом при школе для обеспечения развития по автономному варианту необходимо создание школ - интернатов семейного типа - начальных и малокомплектных основных. На базе семейно-родовой государственно-муниципальной школы возможно создание сезонного весенне-летне-осеннего комплекса «детсад - школа». Нами еще в 1991 году был разработана модель кочевой или передвижной таежной школы при Усть - Нюкженской средней школе Тын- динского района Амурской области, которая функционирует и сегодня.
   Основополагающими принципами Концепции школы для коренных этносов Севера являются функционирование родных языков как учебного предмета и как языка обучения, введение в содержание образования и воспитания традиционной культуры: фольклора, национальных видов искусств, обычаев, народной педагогики. Образовательная система такой школы ориентирована на обеспечение единого государственного образовательного стандарта, наряду с трансляцией национальной (этнической) культурной традиции и формированием этнокультурно ориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире. Только при таком подходе северная школа оправдывает свое социальное назначение.
   Педагогический коллектив нашей школы задолго до принятия Концепции содержания образования в проектируемой двенадцатилетней школе ввел в учебный план и программы национально-региональный компонент по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Для нас профильная школа давно стала не идеей, а реальностью.
   У нас введены, или находятся в стадии осуществления, новые предметы и профили дополнительного образования, имеющие национально-культурную ориентацию: история родного края, народные ремесла, краеведение, северное многоборье, национальная хореография и др.
   С включением предметов, связанных с традиционной культурой, в содержании школьного образования расширяется социальная функция родного языка, усваивается исторически сложившиеся нравственные нормы: традиционный этикет, основы национального характера, психологии, самосознания. Предметы национального компонента создают условия для самовыражения личности в нормах и традициях своего народа.
   В Концепции подчеркивается особая роль кочевой школы (или передвижной таежной школы) как особого типа общеобразовательной школы, приспособленной к местным условиям Крайнего Севера и получившей распространение в нашей стране в 20-30-е годы. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы отечественного образования. Ее основное назначение - сделать школу доступной для детей кочевников.
   Одной из примечательных черт кочевой школы было ее проникновение в самые отдаленные, труднодоступные места: в тундру, глухую тайгу, горы. В связи с этим в различных природных условиях сложились разные формы кочевания и функционирования кочевой школы «меридиональная» (стада перегонялись летом на север, зимой на юг), «равнинная» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальная» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние - высокогорные) и др.
   В настоящее время в связи с национальным возрождением малочисленных народов Севера идет процесс восстановления в новом облике кочевой школы. Она вновь признана наиболее приемлемой формой школьного обучения в условиях Севера под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований.
   В условиях Севера существенны такие факторы, как сохранение кочевого и полукочевого образа жизни, интенсивное освоение целинных и залежных земель, расширение сферы обитания в бескрайних просторах тундры и лесотундры. Этим обусловлено появление многих мобильных поселений, в структуру которых входит и кочевая школа. Мобильные поселения могут иметь свои разновидности: кочевые - поселения с разборными домами по маршрутам обитания стада оленей или оленеводческих бригад. Сезонные поселения - на определенный промежуток времени (в течение четверти или полугодия учебного года); стационарные - поселения в виде промежуточных баз, жилищно-бытовых комплексов, «факторий», вокруг которых обитают несколько оленеводческих бригад. В зависимости от этих предпосылок нами различаются и разновидности типов кочевых школ: кочевые, полукочевые (сезонные) и стационарные.
   Кочевые школы функционируют как сельские малокомплектные начальные (либо неполные средние школы) с моноэтническим составом школьников из коренных народов Севера. Обучение здесь ведется на родном языке.
   Кочевая школа создается на базе производственного поселения оленеводов или непосредственно кочует со стадом оленей. Вместе с тем, необходимо сохранение малокомплектных школ на основных производственных базах кочевого населения.
   Введение национально-регионального компонента на основе многовариативности учебных планов и программ дает детям возможность с самого раннего возраста приобщиться к традиционным занятиям предков, к самобытной материальной и духовной культуре аборигенов Севера.
   В разных северных регионах уже функционируют такие школы, и имеется возможность оценить их деятельность. Так, в Республике Саха (Якутия) успешно работают кочевые школы в Анабарском, Олекминском и Оленекском улусах. В 1995-96 учебном году начала свою деятельность Улахан-Кельнская начальная малокомплектная школа Анабарского улуса с охватом 10 учащихся: 1 класс - 6, 2 класс - 3, 4 класс - 1 ученик, где установлен экспериментальный режим работы. Учебный год начинается с 1 августа; 1 четверть - с 1 августа по 1 октября, 2 четверть - с 9 октября по 30 ноября, зимние каникулы детей - декабрь, январь; 3 четверть - с 1 февраля по 31 марта, каникулы с 1-10 апреля, 4 четверть - с 10 апреля по 15 июня, летние каникулы с 15 июня по 1 августа. Школа работает в режиме пятидневки, суббота - день здоровья и родительский день.
   Учебный план специальный, школьный компонент передан для обучения детей традиционным отраслям производства (рыболовство, охота). В Оленекском улусе работают две кочевые школы - сады на базе оленестада № 1 совхоза «Оленекский» и на базе родовой общины «Мэрчимдээн». Школы-сады действуют с 1993 года. В них работают 3 учителя. Всего охвачено 12 детей. Годы работы кочевых школ Анабарского и Оленекского улусов подтвердили социально-экономическую значимость и педагогическую целесообразность организации этих типов школ как один из путей совершенствования школьной сети в условиях Севера.
   Таежная школа в селе Усть-Нюкжа функционирует на базе Усть-Нюкжинской средней полной общеобразовательной школы Тындинского района Амурской области. Она находится на территории Усть-Нюкжинского сельского совета в местах расположения оленеводческих бригад колхоза «Ленин-Октон» и охватывает детей 1-8 классов, родители которых большую часть времени проживают в тайге.
   Открытие, а также закрытие таежной школы в составе указанной базовой школы осуществляется муниципалитетом района по согласованию с администрацией села.
   Обучение и воспитание в школе ведется на русском и эвенкийском языках по очно-заочной форме. Таежная школа осуществляет обучение и воспитание по существующим учебным программам и учебному плану для национальных северных школ с учетом местных социально-экономических условий и национальных традиций. Прием детей в таежную школу проводится с шести- семилетнего возраста, продолжительность обучения на этапе начального общего образования 4 года (1-4 кл.) - I ступень; неполного основного общего 4 года (5-8 кл.) - II ступень. В школу принимаются учащиеся, родители которых (или лица их заменяющие, или близкие родственники) работают в тайге.
   Каждый ученик по заявлению родителей (или лиц, их заменяющих) может в любое время перейти в базовую школу. Обучение в школе осуществляют учителя базовой школы или лица из числа выпускников школы, прошедшие специальные педагогические курсы. Педагогический процесс в школе строится с учетов мнения учащихся, родителей, педагогов. Обучение учащихся в школе проводится в приспособленных деревянных помещениях или утепленных юртах. Учащиеся обеспечиваются одеждой, учебными принадлежностями, учебниками, играми, игрушками. Питание бесплатное, продукты подвозятся не реже одного раза в 2 месяца. Выпускники школы, успешно сдавшие зачеты за восьмилетний курс, переводятся в 9 класс базовой школы или, согласно заявлению родителей (или лиц, их заменяющих), продолжают обучение в учебно-консультативном пункте базовой школы.
   И хотя этим типом школ охвачен очень незначительный контингент учащихся, такой опыт ценен для всех северных школ.
   Положительные стороны этой модели северной школы заключаются в следующем:
   - в условиях работы оленеводческих и рыболовецких бригад по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа;
   - учащиеся не оторваны от родителей, семейного очага;
   - в детях воспитывается чувство хозяина на родной земле с малых лет;
   - в процессе обучения легче вводить прогрессивные элементы традиционного воспитания народов Севера. Для народов Севера больше приемлема сила примера отца, матери. Оленевод - профессия зачастую наследственная, передается от отца к сыну, от матери к дочери;
   - дети постоянно находятся в окружении близкой и понятной им природной среды, что оказывает влияние на воспитание чувства бережного отношения к легко ранимой северной природе;
   - с открытием школ одновременно решаются вопросы производственно - жилищных проблем охотников, оленеводов, рыбаков, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует ее укреплению;
   - кочевая школа является для всех членов оленебригады центром просвещения и культуры;
   Работа кочевых школ выявила следующие проблемы:
   - отсутствие нормативной базы;
   - отсутствие целенаправленной подготовки педагогических кадров для работы в условиях кочевья;
   - отсутствие должной поддержки их со стороны органов народного образования, ведомственных организаций, где работают родители детей;
   - равнодушное отношение общественных организаций, национальной интеллигенции, некоторых родителей и старшеклассников;
   - отсутствие соответствующего финансирования;
   - не налажена система работы по выбору педагогической профессии;
   - отсутствие необходимой научно-методической литературы: программ, учебников, раздаточного материала; методических и наглядных пособий, ТСО и т.д.
   Опыт создания специфических форм обучения и воспитания детей в кочевой школе показывает, что наиболее плодотворная форма организации жизни, обучения и воспитания детей, подготовки их к самостоятельности возможна только при условии тщательного учета условий существования конкретных этносов, их традиций, помогающих выжить и успешно трудиться в суровых условиях Крайнего Севера. Кочевые родовые школы как новая форма хозяйственного и культурного возрождения малочисленных народов Севера перспективны и отвечают жизненным интересам этносов. Они представляют собой один из основных и рациональных путей развития и процветания коренных народов.
   Другой моделью этнической школы для коренных малочисленных этносов Севера служит школа-интернат; школа с интернатом при школе; школа-интернат семейного типа.
   Национальное образование детей-северян до сих пор остается сложнейшей проблемой прежде всего из-за отсутствия совместной работы семьи и школы по воспитанию и обучению детей. Интернатная система обучения и воспитания изначально предполагает отторжение ребенка от родных корней. На каком- то этапе интернаты помогли ликвидации неграмотности. Это способствовало тому, что у коренных народов смогли появиться писатели, ученые, техническая интеллигенция; многие профессиональные северные художники и музыканты вышли из интернатной школы.
   Но повсеместно молодое поколение малочисленных коренных народов Севера утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность. Источник всех этих бед все чаще и чаще усматривают в школах-интернатах. Поэтому необходимо реформировать школы - интернаты, чтобы интернатная система могла успешно функционировать и развиваться с учетом этнокультурных, этнопедагогических потребностей народов Крайнего Севера.
   Сложившаяся система образования оставляет мало возможностей для выбора, как родителям, так и их детям. В основном эти пути предполагают отрыв ребенка от семьи и традиционного образа жизни, чем подрывается как система социализации через семью, так и перспектива решения задач сохранения реликтовых культур на основе использования образовательных механизмов. Проблему составляет и наличие смешанных семей, не идентифицирующих себя с одним коренным малочисленным народом, а также стремление родителей отдавать детей в школы с обучением на русском языке, исходя из большей перспективности образования, полученного на русском языке. Проблематично и отмечаемое в школах-интернатах отношение учащихся к обучению как к форме наказания.
   Вариативность выбора образовательного пути зависит от наличия ряда организационных форм образования, а также от общественной атмосферы признания ценности родных культур, отсутствия дискриминации в отношении лиц, закончивших национальную школу, и других факторов социального и психологического характера.
   Кочевые формы обучения имеют большие возможности для подготовки детей к систематическому образованию в школах - интернатах. В каждой средней школе-интернате необходимо создавать условия для изучения истории родного края, района, села, школы, семьи, человека (труженика, сказителя, художника и т. д.).
   Старшеклассники, прошедшие здесь факультативные занятия по подготовке воспитателей - учителей для кочевой школы, смогут овладеть основами семейного и школьного воспитания. В течение учебного года воспитанники старших классов школ-интернатов, выбравшие факультатив с педагогической ориентацией, под руководством опытного педагога (психолога, воспитателя, учителя родного языка) обучаются ведению занятий с детьми. К этим занятиям могут быть привлечены матери, отцы, пожилые люди, владеющие языком, культурой и традициями своего народа.
   Занятия можно проводить не только на базе мастерских, как практикуется в некоторых школах - интернатах, но и в чуме (доме, квартире - по договоренности), а также в помещениях интерната, оборудованных для этих целей необходимым инвентарем.
   Очень важным может стать перенос сроков начала и окончания учебного года школы I ступени и II ступени. Учебный год следует завершать 1 мая.
   В школе-интернате семейного типа предполагается свободное посещение родителей и родственников в период обучения, включая совместное проживание на период гостевания родителей с детьми. На выходной день детей могут забирать родители в свой поселок.
   Модернизация системы дошкольного и общего образования, а также системы подготовки кадров, имеет своей целью создание трех вышеназванных моделей учебных заведений, адаптирующих личность к разным социальным реалиям и одновременно обеспечивающих ее вхождение в российское социальное пространство.
   При обсуждении «Концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РФ» на научно-практической конференции в Москве в декабре 2001 года активную позицию по модернизации образования и возрождению национальной школы на Крайнем Севере заняли А.А. Томтосов - зам. министра, Л.Ч. Нимаева - начальник управления коренных малочисленных народов Севера Минфе- дерации России, В.К. Бацын - зам. начальника управления региональной образовательной политики Минобразования России, М.Н. Кузьмин - директор Института национальных проблем образования, член корр. РАО, А.М. Абрамов - член корр. РАО, Д.М. Насилов, И.В. Кондаков, А. А. Бурыкин - доктора филологических наук и другие видные ученые Российской Академии наук и Российской Академии образования.
   Здесь были выработаны основные направления и условия, а также практические мероприятия, обеспечивающие обновление и развитие системы трудовой подготовки детей коренных малочисленных народов в школах Крайнего Севера
   Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в труде, эффективная подготовка к социальнозначимому труду всегда являлись важнейшей социальнопедагогической задачей отечественной школы. В современных условиях конца ХХ века для российской школы названная проблематика оказалась особенно актуальной. Отсюда - насущная необходимость перестройки школы с целью социально-педагогической адаптации ребенка к возникшим общественным условиям.
   Особую тревогу вызывает положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства усилили разрыв между традиционным образом жизни и современными социально-экономическими условиями, старшими и младшими поколениями, между школой и семьей. Изменение социально-экономической ситуации требует сегодня от образовательной системы на Севере поиска новых подходов, выработки эффективных средств, создания соответствующих организационно-педагогических условий трудовой подготовки учащихся для обеспечения их личностно-профессионального самоопределения, готовности школы к реализации ею социальнопедагогических функций, равнозначных новым экономическим и политическим условиям и нацеленных на соединение существующих традиционных форм хозяйствования с новыми экономическими и социальными условиями.
   В связи с этим в массовой практике общеобразовательных школ по трудовому обучению учащихся накопилось много проблем, связанных с современной экономической ситуацией в стране, тенденциями к увеличению безработицы среди молодежи, невостребованностью в сфере производства выпускников, получающих общее основное и полное среднее образование. В местах компактного проживания эвенков, каким является Север Амурской области, общеобразовательная школа осталась единственным местом сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народа, его философскому, этнокультурному и нравственному наследию.
   Принятая на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 года Концепция общего среднего образования четко определила условия введения углубленной профильной подготовки в старших классах в будущей двенадцатилетней школе. В нашей расшифровке профильная подготовка в старших классах - это и есть основа основ трудовой и жизненной подготовки подрастающего поколения. О будущей двена- дцатилетке говорить сегодня в одном ключе: «я» - за», «я - против», на наш взгляд, по крайней мере, не совсем корректно. Думается, вполне вписывается в сегодняшнее общественное сознание идея введения углубленной профильной подготовки в старших классах в будущей школе.
   Наш педагогический коллектив, внедряя в учебновоспитательный процесс в опытно-экспериментальном режиме в течение пяти последних лет национально-региональный компонент, разработал модель трудовой подготовки детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, накопил значительный опыт организации профильного обучения и трудовой подготовки детей, который может послужить некоторым поводом для более полного понимания идей реформирования всей системы образования на Севере.
   Продолжая внедрение идей Концепции и модели обновления и развития школы в селе компактного проживания эвенков, мы в свой работе определили основные направления и задачи деятельности школы, ожидаемые результаты и конечные цели: коренное улучшение и изменение условий традиционного трудового обучения и воспитания; разработка новых технологий введения в учебно-производственный процесс национальнорегионального компонента; подготовка материальнотехнических, социально-бытовых условий для трудоустройства выпускников и создание национально-регионального центра непрерывного образования и занятости выпускников.
   В плане развития школы для этого предусмотрено оборудование на базе школьного охотничьего дома двух цехов по изготовлению резной бытовой мебели и шитью изделий и выделке шкур, пристройка общежития.
   За сравнительно короткое время нам удалось создать учебно-производственный технологический комплекс с десятью цехами профильного обучения по национально-прикладному искусству.
   Методической основой и важнейшей составляющей в нашей деятельности являются системный подход к анализу социально-педагогических явлений, личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, практический принцип: «Каждому - дело по душе и способностям». Мы убедились, что потребность в совместном труде взрослых и детей в житейском, хозяйственном, педагогическом и управленческом аспектах развития образования и культуры очевидна. Наша образовательная технология профильного обучения включает обучение и воспитание на принципах существующих учебных программ и учебных планов для школ Севера с учетом местных социально-экономических условий, традиций и обычаев, сохранившихся в эвенкийских селах района и области. Наша программа по сути своей является частью развития национальной культуры, традиций, промыслов и ремесел коренных народов в эвенкийских селах Амурской области.
   Исходя из этого, в учебный план и программы, а также в содержание дополнительного образования введен национальнорегиональный компонент. Профильное обучение осуществляется с 5-го класса по следующим направлениям: обработка и выделка шкур, изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи, изготовление мужской и женской национальной обуви, обработка дерева и художественная резьба по дереву, обработка кости и резьба по кости, токарная резьба по дереву, изготовление меховых сумок, кумаланов и других предметов национально-прикладного искусства, сувениров. Национально-прикладным искусством занято более 100 учащихся 5-11 классов и более десяти мастеров производственного обучения.
   Между учащимися, педагогами и родителями установились отношения заинтересованности в подготовке детей к жизни, выбору профессии. От общих деклараций о необходимости гуманизации учебно-воспитательного процесса мы практически осуществляем личностно-ориентированный подход к каждому, тем самым перестраивается вся жизнедеятельность школы.
   За последние годы из 34-х выпускников школы три человека поступили учиться по специальности, полученной в школе, в Санкт- Петербургский институт дизайна и традиционных народных промыслов, 5 человек - в Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена по специальностям «Культурология и родной язык», «Начальные классы и родной язык», более двадцати - овладели мастерством резчика по дереву и кости, изготовления изделий из меха, изготовления мужской и женской национальной обуви, выделки шкур и др.
   Первомайская средняя школа является участником российского конкурса технологий в рамках реализации Президентской программы «Дети России» в номинации «Национальнорегиональный компонент в учебном плане и программах, выработка новой модели трудового обучения и воспитания детей- эвенков, формирования личности в процессе совместного труда детей и взрослых».
   В школе создается единое образовательное пространство с учетом возможности и потребностей, национальных особенностей и интересов детей, социального заказа родителей, окружающей реальной жизни. Школа работает в режиме развития.
   Исследование проблем трудовой подготовки детей в опытно-экспериментальном режиме в учебно-производственном технологическом комплексе, изучение и использование опыта работы таежных и кочевых школ, краеведческой и физкультурно-массовой внеклассной и внешкольной деятельности детей подтвердили целеполагающую и практически-ориентированную роль нашей модели трудового обучения - формирование личности в процессе совместного труда взрослых и детей, целенаправленное использование национально-регионального компонента в системе развития образования, практическое решение занятости учащихся и выпускников, выявление и развитие способностей, талантов детей эвенков в национально-прикладном и художественном творчестве, народных промыслах.
   На основе наших подходов к решению проблемы исследования, поиска эффективных технологий в результате достигнутого в процессе опытно-экспериментальной работы мы выделили следующие направления и условия, обеспечивающие обновление и развитие системы трудовой подготовки и создание новой инновационной модели трудового обучения детей коренных малочисленных народов в школах Крайнего Севера.
   Основные организационно-педагогические условия:
   - вовлечение учащихся в реальный производственнотехнологический процесс, систему производственнопедагогических отношений со взрослыми;
   - организация вариативного трудового обучения с учетом интересов и склонностей детей по результатам свободно выбираемой деятельности;
   - преемственность поколений (передача опыта, изучение традиций, обычаев, внимание к изучению родного языка и т.д.) как социально-педагогическое условие организации трудовой деятельности детей;
   - содержание трудового обучения выводится из традиционного уклада жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов кочевого и полукочевого образа жизни и собственной материальной и духовной культуры этноса;
   - личностно-ориентированный подход в трудовом обучении, основанный на отношении взаимного уважения каждой личности в процессе совместной деятельности взрослых и детей, признании индивидуальности личности, признании прав, свободы выбора мнений, интересов и желаний каждого. Вот почему в своей опытно-экспериментальной работе мы уделили особое внимание исследованию закономерностей и особенностей подготовки детей к труду в семьях таежников. В дальнейшем предстоит специальная психолого-педагогическая подготовка всех, кто является участником совместной деятельности в трудовом обучении детей;
   - постепенное превращение школы (по мере подготовки соответствующих условий и возможностей для реализации социально-бытовых, этнокультурных и других проблем) в Центр непрерывного образования и трудоустройства и занятости выпускников и молодежи села.
   Обоснование эффективности и преобразующей роли новой модели трудового обучения детей коренных малочисленных народов в школе Крайнего Севера, реализующейся в следующих системообразующих структурах:
   - национально-прикладное искусство как региональный компонент;
   - таежная школа и охотничий дом как центр приобщения детей к овладению профессиями по народным промыслам и возрождения национальной культуры и самобытности;
   - северное многоборье и краеведение как фактор физического развития, духовного и нравственного воспитания;
   - пришкольный интернат как объективная реальность в трудовой подготовке детей;
   - новые технологии управления школой в условиях ее деятельности по новой модели трудовой подготовки детей как инновационным образовательным учреждением.
   Таким образом, наш проект позволил обосновать организационно-педагогические условия и возможности, с помощью которых процесс трудовой подготовки детей в зависимости от решения поставленных школой задач на перспективу становится приоритетным, целенаправленным, непрерывным и управляемым.
   Для определения эффективности и результативности вводимых организационно-педагогических условий и концептуальных подходов к созданию новой модели трудового обучения и прогнозирования дальнейшей деятельности были разработаны критерии оценки по следующим показателям: динамика показателей занятости детей и мастеров профильным обучением, готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности, отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми, отношение педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения.

Таблица 1. Занятость детей профильным обучением по национальноприкладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области

Таблица 1. Занятость детей профильным обучением по национальноприкладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области

Таблица 1. Занятость детей профильным обучением по национальноприкладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области

   Примечание: В первой графе (числитель) - количество детей, во второй (знаменатель) - количество мастеров.
   Данная таблица, отражающая результаты свободного выбора учащимися с 5 по 11 класс направлений профильного обучения в зависимости от их желаний, способностей и возможностей и с учетом мнений родителей, показывает, что в школе все дети охвачены трудовым обучением и трудовой подготовкой. Динамика показателей позитивная.

Таблица 2. Готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности. Сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (1995 г.) и конец (1999 г.) эксперимента

Таблица 2. Готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности. Сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (1995 г.) и конец (1999 г.) эксперимента

Таблица 2. Готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности. Сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (1995 г.) и конец (1999 г.) эксперимента

   Примечание: Первоначальный срез обозначается буквой Н, конечный - К, Да - буду работать, Нет - не буду работать, З/о - затрудняюсь ответить.
   Как видно из таблицы, в результате опытноэкспериментальной работы по новой модели трудового обучения произошли значительные изменения в уровнях готовности к труду по традиционным народным промыслам. Численность учащихся с высоким уровнем нравственно-психологической и практической готовности к труду к концу экспериментальной работы возросла с 15% до 65%; уменьшение со средним уровнем готовности к труду с 45% в начале эксперимента до 35% к заключительному этапу объясняется переходом 10% учащихся в группу с высоким уровнем готовности к труду. В эксперимент включены понятия-термины «готовность к труду», «уровни трудовой подготовки: высокий, средний, низкий».
   В понятие содержания готовности к труду по избранными учащимися специальностями мы вложили два основных параметра: нравственно-психологический и практический. В свою очередь как практическую, так и нравственно-психологическую степени готовности условно разделили на три групповых уровня: высокий, средний, низкий.

Таблица 3. Отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми и педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения (сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (Н) (1995г.) и конец (К) эксперимента (1999 г.)

Таблица 3. Отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми и педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения (сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (Н) (1995г.) и конец (К) эксперимента (1999 г.)

Таблица 3. Отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми и педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения (сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (Н) (1995г.) и конец (К) эксперимента (1999 г.)

   Учитывая всевозрастающую роль образования, школы в инфраструктуре села на основе уже имеющейся практики в северных регионах России, наш педагогический коллектив при поддержке коренного населения изучает вопрос о создании на базе школы культурно-образовательного центра, в который должны входить школа, детсад, сельские клуб и библиотека, медпункт. В рамках создания такого центра нами разработана программа перспективного развития школы на 2001-2005 гг., в которой предусмотрено восстановление и развитие национальных промыслов, сохранение и развитие национальной культуры, трудоустройство и занятость наших выпускников и т. д.
   В наших планах, как альтернатива традиционной системе обучения в школах Севера, - открытие кочевой школы для некоторых детей из села Усть-Уркима, создание групп вечернего обучения, соединение видов основного и дополнительного образования в рамках национально-регионального компонента, что позволит превратить школу для детей коренных малочисленных народов в образовательный этнокультурный центр.

 
© www.txtb.ru