Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Головин А.Ф. Профильная школа для детей Севера: теоретические предпосылки, эксперимент, опыт

   Национально-прикладное искусство в различных видах его проявления находится в тесной связи с духовным миром народа, выражающейся в философии и истории развития культуры, ощущении и восприятии внешнего мира и его воплощении в материальном продукте. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества является связующим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим народа. Каждое изделие, дошедшее до нас, является истиной из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующий нашему времени. Так, житель Туры Эвенкийского автономного округа - эвенк Николай Ксенофонтович Карлин, которому было более 100 лет, рассказывал, что в 10-11 лет научился управлять лодкой- берестянкой, ставить сети, настораживать самоловные орудия; в 12-13 лет добывал пушного зверя, дикого оленя, сохатого; в 15-16 лет умел делать нарты, камусные лыжи, лодки-берестянки. К этому времени он уже слыл хорошим охотником и оленеводом. Постоянно находясь в суровых климатических условиях, северянин создал себе удобную, легкую, теплую одежду и обувь, применяемую в охотничьем промысле, оленеводстве, на рыбалке и в быту.
   Технологический процесс выделки шкур, изготовления жил для пошива одежды и обуви очень трудоемок. Эта работа выполнялась женщинами, мать терпеливо прививала дочери навыки при выделке шкур, изготовлению жил, кройке и шитью одежды и обуви, украшению их узорами, учила готовить пищу и поддерживать огонь в очаге.
   В настоящее время влияние семьи в передаче мастерства своим детям значительно ослаблено, а в практике работы массовых школ прикладное национальное творчество введено факультативно и в виде дополнительного образования через кружки и объединения. В результате такого подхода к решению проблемы подготовки подрастающего поколения к традиционным видам народного прикладного искусства до сегодняшнего времени уязвимым местом школ Севера остались унификация, единообразие образования, игнорировавшие национальную, региональную и местную специфику. Психологическая наука утверждает, что дети коренных народов особенно способны к обучению национальным видам прикладного искусства. Более того, по этнографическим и археологическим данным, эвенкийское народное искусство, имеющее древние корни и в силу ближайшего соседства, значительно повлияло на развитие якутского (Саха) народного искусства.
   Жирков Е.П., исследуя методологию и технологию обновления содержания в национальной школе, делает вывод о целостности обновления содержания образования в национальной школе: « Содержание трудового обучения должно в решающей мере определяться по принципу «от жизни и для жизни». Наряду с приобщением юношей и девушек к соответствующим видам традиционных промыслов и национальных прикладных занятий, трудовое обучение должно в определенном режиме включать элементы их подготовки к жизнедеятельности в условиях новых экономических отношений, перехода к рынку, учитывая при этом национальные особенности и возможности, начинающие проявлять себя пути адаптации нации к рыночной экономике, а также обретающие жизненные контуры модели ее экономического выживания и процветания в складывающихся условиях». [1]
   Будущее поколение коренных малочисленных народов, в отличие от старшего поколения, действительно начинает жить в других условиях, находится в иных общественноэкономических отношениях. Такое понимание проблемы, изучение в целом системы трудовой подготовки детей, побудило нас исследовать ее в опытно-экспериментальной работе.
   С 1995 / 1996 учебного года в рамках исследования нашей проблемы в учебный план и программы Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области был введен региональный компонент «декоративное прикладное искусство», начиная с 5 по 11 класс включительно. Практическую цель пересмотра и обновления содержания трудовой подготовки детей мы рассматриваем как осознанный и преднамеренный отказ от традиционной системы единого содержания трудового обучения в школе, которая нацелена на выработку у школьников умений и навыков без учета трудовых традиций народа, вне связи с условиями их жизни, с конкретными видами занятий и в отрыве от реальной перспективы их жизнедеятельности. В выборе методологии, принципов и конкретных форм осуществления пересмотра и обновления содержания трудового обучения и трудовой подготовки детей нам помогло изучение трудов по этнопедагогике академика Российской Академии образования Волкова Г.Н., [2] Афанасьева В.Ф., [3] Данилова Д.А., [4] Оконешнико- вой А.П., [5] Неустроева Н.Д., [6] Саввинова Т.Т. [7] и др. Педагогический коллектив, исходя из программы проведения опытно-экспериментальной работы, в соответствии с целями и задачами нашего исследования определил следующие основные направления и задачи, ожидаемые результаты и выход на конечные итоги:
   - прикладное творчество в учебном плане и программах приобретает новое содержание как неотъемлемая часть политехнического образования;
   - региональный компонент обусловлен как социальный заказ;
   - региональный компонент призван прививать учащимся умения и навыки в национальных видах прикладных занятий и традиционных отраслях хозяйствования;
   - разработка новых технологий введения в учебный процесс национально-регионального компонента;
   - подготовка материально-технических, социальнобытовых условий для трудоустройства выпускников школ по направлениям профильного обучения в школе, формирование личности в процессе совместного труда взрослых и детей в местах их компактного проживания, подготовка кадров для эвенкийского села;
   - создание национально-регионального центра непрерывного образования и занятости выпускников;
   - коренное улучшение и изменение условий традиционного трудового обучения и воспитания.
   Профильное обучение по новому учебному плану и программам было введено по следующим направлениям:
   - обработка и выделка шкур, меха;
   - изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи;
   - изготовление мужской и женской национальной обуви;
   - обработка дерева и художественная резьба по дереву;
   - работа с мехом, изготовление кумаланов, сумок, других предметов национально-прикладного искусства, сувениров.
   Всего профильным обучением детей занято более 120 учащихся и 10 мастеров. Создан, на наш взгляд, вполне содержательный учебно-производственный технологический комплекс с различными цехами и кабинетами, выставочным залом.
   На выполнение учебных программ профильного обучения в учебном плане школы предусмотрено:
   10 - 11 класс 8 часов в неделю,
   9 класс 6 часов в неделю,
   7 - 8 класс 5 часов в неделю,
   5 - 6 класс 4 часа в неделю.
   После прохождения полного курса обучения (5-11классы) учащимся присваиваются разряды по 1-3 смежным направлениям профиля в зависимости от достигнутых профессиональных знаний и умений, а по результатам итоговой аттестации выдаются соответствующие документы, что предусмотрено в уставе школы.
   Если в целом инвариантная (базовая) часть нашего учебного плана соответствует содержанию стандарта образования, то вариантная часть учебного плана состоит из национальнорегиональных компонентов: эвенкийский язык в 1-11 классах, углубленное изучение эвенкийского языка для всех желающих с 7-го по 11-й классы, профильное обучение (групповое и индивидуальное) с 5-го по 11-й классы, северное многоборье, студия изобразительного искусства и музыкальная студия.
   Опытно-экспериментальная работа показала, что у школы в результате введения национально-регионального компонента в процесс трудовой подготовки детей выявлены дополнительные эффективные возможности для решения педагогических задач формирования и воспитания личности, нацеленной на будущее:
   - возможность приобщения детей к прикладному творчеству с раннего возраста;
   - многопрофильность декоративно-прикладного искусства, что позволяет учащимся освоить одновременно 2-3 и более смежных видов прикладного творчества;
   - занятие национально-прикладным творчеством - это обучение трудом, осуществляется связь между словом и трудовым процессом, т.е. результат обучения ма- териализовывается в предмете деятельности;
   - мастер профильного обучения - непосредственный организатор процесса обучения, имеет возможности постоянного наблюдения за учащимися, уровнем сфор- мированности у них умений и навыков;
   - ученик и мастер - «сотрудники»: мастер обучает, воспитывает и развивает своего ученика; ученик, работая совместно с учителем, «изучает» мастера, как тот вкладывает в каждое изделие свою душу, чувства, мастерство;
   - прикладное искусство связывает язык и действие. Во время занятий мастера, владеющие эвенкийским языком, учат разговаривать детей на родном языке, запоминать название изделий, трудовых операций. В процессе трудовой деятельности идет пополнение словарного запаса эвенкийского языка у тех детей, которые недостаточно владеют им, но желают знать язык.
   Обучение национально-прикладному искусству - необходимая часть политехнического образования, в системе трудовой подготовки детей оно приобретает особый, целенаправленный характер. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы показали, что обучение национально-прикладному искусству, подчиняясь общей идее и логике воспитания творческой личности, будет эффективным и политехническим при соблюдении следующих системообразующих условий:
   - обучение прикладному творчеству осуществлять на базе традиционной, основанной на культуре ручного труда технологии, умело сочетая машинную технологию с традиционным подходом к сохранению национального содержания и колорита;
   - высокая квалификация кадров, как из числа профессиональных педагогов, так и мастеров-умельцев, приглашенных для работы с детьми, повышение их квалификации по трудовой подготовке школьников с учетом наклонностей, региональной и местной специфики.
   Наше исследование и организационная опытноэкспериментальная работа, направленные на выполнение задач и целей исследования, позволили получить следующие результаты:
   1. Выстраивая концепцию обновления и развития трудовой подготовки детей на основе интереса к национальной культуре, истории, традициям и обычаям, эвенкийскому языку, мы создали образовательный опорный учебно-производственный, технологический комплекс по профильной подготовке национально-прикладному искусству детей коренных народов Севера, который объединил детей и взрослых в реальной жизни - в разновозрастном микросоциуме.
   2. В свою очередь, организация совместного труда взрослых и детей в цехах по национально-прикладному творчеству позволила решить ряд педагогических задач:
   - все учащиеся 5-11 классов в течение недели по графику занятий посещают учебно-производственный комплекс профильного обучения, где организован целенаправленный процесс воспитания детей в общественно полезном труде: 95% учащихся 5-11 классов экспериментальной школы ежегодно заняты профильным обучением;
   - в качестве взрослых выступают специалисты, мастера- умельцы, имеющие глубокие знания, высокое мастерство по традиционным видам прикладного творчества;
   - в совместном труде осуществляется процесс социальной и трудовой адаптации детей, находящихся в интернате в течение 11-12 лет то есть на длительное время оторванных от семьи, или тех, для которых в семьях в силу ряда причин нет позитивных условий приобщения детей к труду;
   - совместный труд взрослых и детей в школах Крайнего Севера - один из наиболее оптимальных и необходимых путей решения давно декларированной, но не решенной проблемы слияния школьного обучения с опытом народного трудового воспитания. По этому поводу Блонский П.П. писал: «Жить без взрослых для детей неестественно... трудовая школа есть жизнь, совместная культурно-трудовая жизнь детей и взрослых».
   3. Сформировался новый подход в решении проблемы, носящей социально-педагогический характер: сохранить то богатство, которым обладает старшее поколение сельчан, перенять мастерство пожилых эвенков, их умение, жизненную философию. При нынешней ситуации на перспективу, когда у государства нет ни средств, ни возможностей для решения важных социальных проблем в каждом селе, школа вынуждена брать на себя функции социокультурного, образовательного, частично социально-экономического развития села - подготовку кадров и социальную адаптацию выпускников к реальной жизни.
   4. Создано единое образовательное пространство внутри школы, села с учетом их возможностей и потребностей, национальных особенностей, исходя при этом из интересов детей, социального заказа родителей, окружающей их реальной жизни. Школа работает в режиме развития.
   5. За период опытно-экспериментальной организации профильного обучения в учебно - производственном комплексе школы удалось организовать творчество, сотворчество и содружество взрослых и детей, выразившееся в активизации творческой деятельности, как учащихся, так и педагогов, мастеров и др. Специальные выставки многих оригинальных работ учащихся и мастеров ежегодно открываются в школе, в краеведческом музее г. Тынды и областного центра, сельских Домах Культуры. В 1998 и 1999 гг. Первомайская средняя школа являлась участником Российского конкурса технологий в рамках реализации Президентской программы «Дети России» в номинации «Национально-региональный компонент в учебном плане и программах».
   6. Профильное обучение с 9-го класса ведется в рамках получения начального профессионального образования с выходом на специальность с последующим предоставлением работы по профильной специальности в создаваемом нами Центре - комплексе непрерывного образования и занятости выпускников и молодежи, способном решать не только собственно педагогические, но широкие социальные и социально-экономические задачи, что в свою очередь поможет стабилизировать ситуацию в районах компактного проживания коренных народов Севера Амурской области.

Использованная литература

   1. Волков Г.Н. Этнографическая концепция национальной школы. - М.: Институт национальных школ, 1986. - 47 с.
   2. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск, 1966. - 344 с.
   3. Данилов Д. А. Особенности организации учебновоспитательной работы в нерусских школах. - Якутск, 1990. - 76 с.
   4. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996. - 147 с.
   5. Неустроев Н.Д., Саввинов Т.Т. Сельская учебнопроизводственная школа - комплекс как вариант системы обучения. - Якутск, 1995. - 112 с.
   6. Головин А.Ф. Новая модель трудового обучения эвенкийской школы // Методический вестник Амурского ИППК. - Благовещенск, 1999. - С.18-21.
   7. Головин А.Ф. Новые подходы к организации профильного обучения в эвенкийской школе.// Тезисы докл. областной научно-практич. конференции. - Благовещенск, 1999. - С.68-69.

 
© www.txtb.ru