Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Пути и методы решения проблемы бездомных

  До недавнего времени преобладал репрессивный характер правовой политики по отношению к изгоям общества. Ведущим средством борьбы была их изоляция. Однако законодательство об ответственности за занятия бродяжничеством было нестабильным. За период с 1961 по 1992 гг. пять раз менялось законодательство об ответственности за эти деяния. И все равно бродячий люд не только не сократился, а наоборот, катастрофически увеличивался.
  Сейчас положение сложилось вообще парадоксальное. Отделы внутренних дел уже не обязаны брать бомжей (хотя большинство имеют тяжелые заболевания), служба миграции также не считает их «своими». В результате сложилось мнение, что это контингент системы социальной защиты населения, с чем нельзя не согласиться, — требуется участие не одного, а целого ряда ведомств.
  В ответ на многочисленные обращения по этому поводу Министерства социальной защиты в вышестоящие органы 2 ноября 1993 г. был принят Указ Президента «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества». В нем предусмотрена реорганизация приемников-распределителей, создание на их базе центров социальной реабилитации для оказания социальной, медицинской и иной помощи. Срок нахождения в таком центре определен в 10 суток. А в пункте 4 Указа содержится распределение обязанностей:
  - отделам внутренных дел — выявление бродяг и попрошаек, их задержание и доставление в центры социальной реабилитации, установление личности задержанных, обеспечение в центрах порядка и их охрана;
  - органам здравоохранения — медицинское освидетельствование и направление на лечение;
  - органам социальной защиты населения — направление в дома-интернаты, решение вопросов, связанных с выплатой пенсий;
  - службе занятости — трудоустройство, назначение пособий по безработице.
  Обязанности распределены четко, но, к сожалению, не сказано, в чьем ведении должны быть центры, кому поручается разработка положения о таком центре. Конечно, органами социальной защиты ведется работа, в более широком плане решающая проблемы бездомных, но она не всегда имеет под собой нормативную основу.
  Примером такой работы может послужить опыт Санкт- Петербурга. Базовой организацией там является Фонд «Ночлежка», который разрабатывает программу «Бездомность».
  Программа включает в себя:
  - бесплатную столовую (для получения обедов необходимо зарегистрироваться в фонде и затем получать талоны на питание); в месяц такая столовая обслуживает до 4 тыс. человек;
  - выдачу бесплатной одежды;
  - консультацию юриста;
  - общий медосмотр в противотуберкулезной больнице;
  - пособие по старости, инвалидности, бывшим осужденным.
  В состав программы входят: наблюдательный совет, администрация программы, комитет по социальным вопросам мэрии, комплексы ночлежных домов быстрого развертывания, центры социальной адаптации для бывших осужденных, биржа труда, пункт регистрации, юридическая служба, проектная группа, информационно-исследовательская группа.
  В наблюдательном совете — представители мэрии, районных администраций, предприятий, учреждений, организаций. Главная функция Совета — контроль за расходованием бюджетных и целевых вложений в программу.
  «Реализация этой программы, — считает Президент Целевого благотворительного фонда “Ночлежка” г. Санкт-Петербурга Валерий Соколов, — позволит тысячам людей, живущих на вокзалах, в подвалах, на чердаках изменить асоциальный образ жизни, перестать именоваться “отбросами общества”».
  Принятие этого указа говорит о возрождении системы социальной помощи бродягам и попрошайкам. Сюда же можно отнести и реализацию Постановления Правительства «О домах ночного пребывания».
  На качественно новой основе планируется формировать систему профилактики этих негативных явлений в обществе. Это видно из преамбулы указа, где определены цели реформирования системы работы с бездомными. Здесь и оказание социальной, медицинской и иной помощи лицам без определенного места жительства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепление общественного порядка.
  Кроме этого, по России создается разветвленная сеть столовых для бомжей, хотя расходы не оправдываются в финансовом плане, но оправдываются в нравственном.
  В Москве финансовые проблемы взяла на себя баптистская церковь. Каждый день, кроме выходных, представители церкви, они же представители Российско-Британской христианской миссии «Братство, милосердие Евровангелизм», начиная с 10 часов утра выдают нуждающимся талоны на бесплатный обед. Ежедневно столовая бесплатно кормит до 200 человек, а начинала в 1994 г. с 10. А сейчас заглох и этот (не первый!) очаг благотворительности — нет средств, хотя продолжают успешно действовать международные организации «Врачи без границ» и «Армия спасения»: первые финансируют ряд столовых, вторые выдают продовольственные наборы.
  Еще один важный вопрос, нуждающийся в решении. В указе нет определений «бродяжничества» и «попрошайничества», а следовательно — нет правовой основы для задержания лиц, этим занимающихся, а ведь необходимо ввести административную ответственность за занятие бродяжничеством и попрошайничеством и тем самым решить вопрос о правовой базе для оказания всесторонней социальной помощи этим категориям граждан.
  Законодатели не учли, что это необходимо, когда на волне нарастающей гуманизации общества в конце 1992 г. были отменены статьи 198 и 209 Уголовного кодекса РСФСР. Учитывая новые условия хозяйствования и особенности образа жизни бродяг и попрошаек, их противоправное поведение можно изложить в следующей редакции:
  1. Бродяжничество — бесцельное систематическое скитание в общественных или иных местах лица, не имеющего определенного места жительства и не предпринимающего попыток легализовать свое существование путем обращения в местные администрации для бытового и трудового устройства, назначения пенсии и иной формы оказания социальной помощи и правовой поддержки, и в силу бродячего образа жизни создающего угрозу здоровью окружающих людей.
  2. Попрошайничество — добывание средств существования путем выпрашивания у посторонних граждан денег, иных материальных ценностей либо путем демонстрации незаживающих ран, уродств, либо с использованием малолетних детей.
  В качестве административного взыскания достаточно ввести предупреждение о недопустимости продолжения занятий бродяжничеством или попрошайничеством. Нужно установить ответственность за повторные правонарушения такого рода. Наряду с предупреждением в повторных случаях надо предусмотреть и возможность применения в исключительных случаях административного ареста до 15 суток за злостные уклонения от оказываемой социальной помощи и продолжение бродячего образа жизни.
  Предлагаемые составы административных правонарушений можно ввести (например, в качестве статей 144-4 и 144-5 Кодекса об административных правонарушениях). Введение уголовной ответственности за данные виды противоправного поведения нецелесообразно и на практике себя не оправдало.
  Ведущее направление в этой сфере должно быть охраннозащитным, а не репрессивным (изолирование бродяг в местах лишения свободы).
  Многое зависит от решения жилищной проблемы. В конце 80-х годов в СССР было 83,6 млн квартир, а семей — 90,3 млн Фактически семей было значительно больше (многопоколенные семьи вынуждены были жить совместно из-за квартиры). Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают возможным привлекать денежные средства населения. Здесь три пути:
  1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади жилья.
  2. Расширение жилищно-строительной кооперации.
  3. Содействие индивидуальному жилищному строительству.
  Нельзя забывать и о такой категории бездомных людей, как беженцы. Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, социальной сферы. Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов. Естественно, быстро все это сделать невозможно и поэтому наиболее реальным представляется хоть частичная реализация законов от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».
  Кроме этого, требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще не оформленных условиях государственности.
  В настоящее время разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты. Учитывая особое положение беженцев-без- домных, государственная политика занятости РФ предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.
  В 1992 г. учрежден Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники». Помощь оказывается ассоциациям и общинам беженцев, уже организованным группам людей (строительные бригады, объединения фермеров, деловых людей).
  Отделения фонда существуют в 20 городах России, в Смоленской, Воронежской, Белгородской и других областях. К примеру, в Пскове сформировано 18 жилищно-строительных товариществ и ассоциаций фермерских хозяйств. Здесь работало (по состоянию на март 1993 г.) 1100 семей, выходцев в основном из Латвии и Эстонии. Осуществляется комплексное обустройство переселенцев.
  В Волгоградской области тоже сделано не так уж мало. Галина Ивановна Лебедева, начальник Красноармейского управления социальной защиты населения, рассказала, что на острове Зеленом заканчивается обустройство заброшенного дачного поселка под приют для бездомных.
  Кроме того, в нашей области идет реализация программы социальной реабилитации бывших заключенных. Контроль за ее исполнением возложен на заместителя главы областной администрации Г.И. Хорошеву. Программа включает в себя профилактические меры — предоставление одежды, помощь в трудоустройстве, оборудование временного общежития для недавно освободившихся лиц.
  В решении данной проблемы большую роль играют социальные работники, особенно те, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации.
  Самое же главное — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно, так называемых слабозащищенных слоев.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии/ Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ, 1995.
  2. Бездомный-бездомному рознь // Социальное обеспечение. 1994. № 4. С. 21—26.
  3. Бомжи и социальная политика // Социальное обеспечение. 1994. № 2. С. 16—20.
  4. Фокин В. Как преодолеть бродяжничество и попрошайничество // Социальное обеспечение. 1994. №6. С. 13—17.
  5. Конституция РФ. М., 1993.
  6. Иванова Н. Крайний Север на краюшке бюджета // Социальная защита. 1995. № 4. С. 14—18.
  7. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав- ленок. М.: Инфра-М, 1997.
  8. Теория и методология социальной работы. Под ред. В.И. Жукова. М. : Союз, 1994.
  9. Энциклопедия социальной работы. Т. 1. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  10. Смолкин С. Юрист в «Вороньей слободке» // Социальная защита. 1995. № 5. С. 87—93.

 
© www.txtb.ru