Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Понятие и причины девиантного поведения

  Социальная работа в России, общественное и частное призрение давно были обращены к проблемам гармоничного существования человеческой общности на уровне и теории, и практики. В сфере данной науки постоянно находилась социальная патология (девиантное поведение). В связи с этим в России частное и общественное призрение выступало в двух своих основных функциях.
  С одной стороны, оно выступало в качестве некой формы общественного сознания, которая формировала определенное общественное мнение к таким явлениям, как проституция, профессиональное нищенство, детская беспризорность, самоубийство и многие другие. Общественное и частное призрение ориентировало на гуманистическое отношение общества к самому себе, способствовало его формированию как единого культурно-исторического и социально-психологического пространства.
  Оформляясь как профессия, социальная работа еще с XIX века осуществлялась в разных формах с различными социально-патологическими типами. В этом аспекте велись широкие социально-психологические, антропологические, демографические, педагогические исследования, направленные на всестороннее изучение феноменов отклоняющегося поведения и личности, для которой характерны патогенные наклонности.
  Однако с конца 20-х годов исследования и целые научные школы в стране были свернуты, статистика по таким проблемам, как проституция, нищенство, наркомания, самоубийства, была либо закрыта, либо не велась вообще. И только сегодня, когда социальная работа вновь привлекает внимание широкой общественности, данная проблематика начинает осмысляться во всей ее значимости.
  Прежде чем говорить о девиантном поведении как проблеме права социальной работы, учитывая, что данная проблема является предметом изучения права социальной работы, необходимо определить, что же такое девиация вообще.
  Существует множество определений девиантного поведения, что лишний раз подчеркивает сложность и многогранность данного феномена.
  В различные исторические периоды и в разнообразных концепциях, теориях и науках приводятся свои определения девиации. Приведу лишь некоторые из них.
  Девиация согласно структурному функционализму.
  В соответствии с данной теорией, общество выживает в борьбе с природой благодаря жестокой структурной дифференциации: разделении труда, социальной иерархии и т. д. Чтобы регулировать действия людей, возникает ролевое подразделение, то есть каждый человек выполняет определенную роль в соответствии со своим статусом. Поэтому социальный порядок определяется как функциональное согласование элементов социума (людей), увеличивающее его жизнеспособность. Отсюда следует, что социальная девиация — это дисфункциональное состояние системы, то есть то состояние, которое уменьшает жизнеспособность социума. При этом сторонники структурного функционализма считают, что дисфункция играет важную роль в развитии общества. В девиантных формах поведения рождаются новые образцы социальных отношений.
  Девиация согласно символическому интеракционизму.
  Основной принцип данной теории заключается в том, что в обеспечении социального порядка определяющую роль играет культура. Культура интерсубъективна по содержанию, благодаря этому культура обеспечивает социальный порядок. Согласно символическому интеракционизму, социальный порядок определяется как согласованность взаимных ожиданий членов общества. Отсюда следует, что социальная девиация — это несоответствие конкретного действия принятой в данной субкультуре системе ожиданий.
  Эти современные определения девиации мною были приведены не случайно.
  Из них вытекают некоторые внешние формальные признаки девиантного поступка:
  Во-первых, девиантный поступок всегда привлекает внимание общественности.
  Во-вторых, оценка девиантного поступка всегда неоднозначна, так как границы ожиданий историчны, относительны, ожидания неопределенны (например, переход дороги на красный свет в зависимости от исхода может не считаться девиантным), к тому же существуют разногласия между различными социальными группами в отношении нормы.
  В-третьих, при оценке девиантного поступка рациональные доводы не играют роли, срабатывают эмоциональные.
  В-четвертых, девиация чрезвычайно многообразна, включает в себя широкий набор действий.
  В рамках же права социальной работы девиантное поведение имеет более формализованные и узкие границы, что является необходимым для обеспечения порядка в современном обществе.
  Итак, девиантное поведение — это поведение лица, несоответствующее принятым и институционально закрепленным в данном обществе нормам поведения.
  Основные виды девиантного поведения — это преступность и уголовно наказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и т. д.
  Девиантное поведение подразделяется на две группы.
  1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
  2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции...
  Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и т. д.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации.
  Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение изучается социологией, психологией, психиатрией и др. К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства. К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения.
  Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:
  - акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психических воздействий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
  - психопатия — это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.
  Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.
  1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляет непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости», т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно провоцирует проявление раннее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т. е. период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.
  2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.
  3. Перестройка «Я-концепция» — процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» — это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой.
  В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.
  Личностные расстройства проявляются в нескольких формах.
  Отчуждение, которое проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» с травмирующей средой. Однако «уход» от конфликтной ситуации создает психологическую дистанцию между человеком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек странный и чужой. Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций.
  Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляются эмоции. В современных условиях молодые люди часто жалуются на кризисное состояние психики. Если такие переживания становятся хроническими, то нужна консультация психиатра.
  Депрессия — это состояние аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В молодости такие состояния испытывают довольно часто. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится скудным и неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за событие прошлого перед лицом жизненных трудностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, работоспособность резко снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства. Характер протекания депрессии разнообразен, она может принимать следующие формы:
  Локус контроля — склонность человека приписывать ответственность за важнейшие события или самому себе, или другим людям. Во втором случае человек считает, что его жизнь в целом зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам.
  Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и т. д.
  Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. В этом случае нужна консультация психотерапевта;
  Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия — явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а также контакты с НЛО. Поднимая глобальные проблемы, они не могут внятно изложить свои мысли. Синдром «сверхценной идеи» — это признак вялотекущей шизофрении;
  Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто страдают неврозами школьники.
  Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированными характерами. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами. Вопросы деструктивного и асоциального поведения являются неотъемлемой частью права социальной работы и обеспечивающего его научного знания.
  Каковы причины девиантного поведения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, проституцией и другими формами социальной патологии? Помимо специфических причин, характерных для каждой группы «риска», есть и общие причины.
  Существует несколько теорий, касающихся причин девиантного поведения: биологизаторские теории, генетические, психологические, социологические концепции, культурологические, теория клеймения.
  Подробнее я остановлюсь лишь на некоторых из них.
  Биологизаторские теории. Сторонники биологизаторских теорий девиации утверждают, что люди-девианты отличаются по своим биологическим характеристикам от обычных людей. Это проявляется на физиологическом уровне их существования. Человек отличается от животных (биологических предков), это вершина эволюции. Он отличается и по анатомическим принципам, но в анатомии человека (как считают представители данной теории) должны выражаться его внутренние качества, качества его души. Человек есть единый организм, его элементы связаны между собой функционально. «Сбой» в одном элементе отразится и на других. Следовательно, по внешнему облику человека мы можем судить о качествах его души. Ч. Ломбразо вводит понятие «криминальный тип личности» (человек, способный к преступлению). «Криминальный тип» выражает собой биологическое вырождение человечества, которое образуется в результате борьбы за существование. Внешние признаки «криминального типа»: выступающая челюсть, редкая борода, низкий лоб, высокие надбровные дуги, глубоко посаженные глаза, низкая чувствительность боли. У. Шелдон пытался типологизировать людей, склонных к девиантному поведению. По Шелдону, человек представляет собой трехслойную трубку, в которую включен внутренний слой (желудок, легкие), средний слой (костная, мышечная, кровеносная системы), внешний слой (нервная система, кожа). Обычно все они развиваются одинаково, но иногда какой-либо слой доминирует. Вследствие чего разделяются люди, ориентированные «пищеварительным образом», «движением», «умственным развитием». Более предрасположенными к девиантному поведению являются, по мнению У. Шелдона, первые два типа: люди ориентированные «пищеварительным образом» и «движением».
  Генетические теории. Данные теории источником девиации определяют наследственность. Все наследуемые признаки можно подразделить на доминантные и рецессивные (нетипичные). В первом поколении проявляются лишь доминантные, а во втором — начинают проявляться рецессивные. Причем генотип всегда корректируется фенотипом. Нет гарантии, что рецессивные (нетипичные) признаки проявятся в полном объеме, так как влияет фенотип (внешняя среда). Существует малая вероятность того, что негативный признак проявится. Склонность к девиации — наследственный признак. У. Прайс исследовал криминальное поведение носителей лишней хромосомы. Люди с лишними хромосомами не всегда отличаются по физиологическим характеристикам, но всегда отличаются по психологическим. Например, XXY — рост выше среднего (характерны психические отклонения); XYY — нормальный рост (характерно социопатическое поведение, более высокий уровень правонарушений — кражи)
  Социологические концепции. Суть социологических концепций заключается в том, что они в качестве основных причин девиантного поведения выделяют проблемы самого общества, причины девиации коренятся в состоянии культуры. Э. Дюрк- гейм вывел концепцию социальной аномии. Социальная аномия — социальная дезорганизация, ослабление действия культурных ценностей и норм. Э. Дюркгейм выделял следующие причины склонности общества к аномии:
  - политические кризисы;
  - смена идеологии;
  - смешение религиозных, этнических и расовых групп как следствие высокого уровня миграции населения;
  - изменение форм культурной ориентации человека.
  М. Мид современную культуру обозначает как постфигуративную. Ранее человек усваивал нормы от родителей, современная жизнь требует, вынуждает учиться у сверстников. В результате нормы не усваиваются на бессознательном уровне, являются непрочными, не подкреплены родительским авторитетом. Следовательно, в современном обществе девиация выше.
  Р. Мертон продолжал развивать концепцию социальной аномии. Основным источником девиантного поведения он считал разрыв между социально одобряемыми культурными целями и средствами их достижения (как правило, речь идет о молодой культуре).
  Теория клеймения. Девиация является клеймом, которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп. Клеймение закрепляет господствующее положение властвующих группировок. Власть закрепляется психологически (группа является более сплоченной, если в ней есть аутсайдеры). Согласно теории клеймения, существует схема возникновения аутсайдерства. Человек родился в той группе, которая занимает не высшее место в системе статусного общества. С ним обращаются так, будто он нарушил правила. Человек свыкается со своей ролью и, как правило, возникает первичная девиация. Вторичная девиация возникает тогда, когда присутствует ролевая идентификация с девиантом (например с преступником). Человек усваивает ценности и нормы субкультуры и они обеспечивают оправдание его действий.
  Невозможно говорить о приоритетности лишь одной или нескольких теорий, о причинах девиантного поведения, так как каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. По- моему, лишь приведя все эти теории в конгруэнтное состояние, используя в совокупности все лучшее, что дает каждая из них, можно получить точный и реальный ответ на вопрос о причинах девиантного поведения.
  Причем необходимо учитывать конкретную ситуацию, положение данного общества и определенную личность с ее индивидуальными качествами и способностями.
  Итак, можно вывести следующие общие причины девиантного поведения.
  1. В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».
  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности.
  В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.
  Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
  3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения — «криминальная субкультура».
  Известный психолог Р.Мерток, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию и примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с ними неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

 
© www.txtb.ru