Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Основные положения Закона РФ о космической деятельности

  Действующий Закон о космической деятельности устанавливает основные положения о правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
  В преамбуле к Закону говорится, что настоящий Закон направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации. Здесь же провозглашается, что в Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов.
  Закон структурно состоит из 7 разделов и включает 30 статей.
  Раздел I Закона именуется «Общие положения» и содержит нормы, устанавливающие правовые основы регулирования отношений в области космической деятельности в России.
  Так, ст. 1 Закона закрепляет то, что отношения в области космической деятельности регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Последующие нормы этого раздела посвящены определению правового понятия космической деятельности (ст. 2), определению целей (ст. 3) и принципов (ст. 4) космической деятельности.
  На настоящий момент ни один из международно-правовых актов не содержит развернутого определения понятия космической деятельности.
  В международном космическом праве под космической деятельностью понимается исследование и использование космического пространства и небесных тел с помощью космических летательных аппаратов.
  В нормах же отечественного Закона содержатся положения, определяющие понятие и содержание космической деятельности.
  Так, в соответствии со ст. 2 названного Закона, «под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела».
  Содержание космической деятельности раскрывается через ее основные направления, выделенные Законом.
  Так, к основным направлениям космической деятельности данный Закон относит:
  - научные космические исследования;
  - использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания;
  - дистанционное зондирование Земли из Космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;
  - использование спутниковых навигационных и топогеоде- зических систем;
  - пилотируемые космические полеты;
  - использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
  - наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
  - испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции;
  - другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.
  Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
  Статья 3 Закона РФ о космической деятельности устанавливает, что целями космической деятельности являются:
  - содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
  - укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
  - содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
  - дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.
  Космическая деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами (ст. 4) содействия поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники;
  - поощрения привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечении гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации; обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды;
  - равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации в области космоса;
  - международной ответственности Российской Федерации за осуществляемую космическую деятельность;
  - рационального сочетания и сбалансированного развития космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее — космическая техника двойного назначения).
  В Российской Федерации не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.
  Организация космической деятельности
  В нормах Закона, устанавливающих правовую основу организации космической деятельности в РФ (раздел II), говорится, что вся космическая деятельность в России находится в ведении Российской Федерации (ст. 5 п. 1). При этом общее руководство космической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, который в связи с этим наделяется следующими полномочиями: рассматривает и утверждает основные положения государственной политики в области космической деятельности; устанавливает особо важным космическим проектам и программам статус президентских; решает наиболее важные вопросы государственной политики в области космической деятельности.
  Здесь же определены и полномочия Правительства Российской Федерации в области руководства космической деятельностью.
  Так, Правительство Российской Федерации: реализует государственную политику в области космической деятельности в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в осуществлении космической деятельности; обеспечивает функционирование и развитие ракетно-космической отрасли и космической инфраструктуры; рассматривает и утверждает Федеральную космическую программу, долгосрочные космические программы Российской Федерации, государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры и государственный оборонный заказ на разработку, производство и поставки космического вооружения и военной техники; вносит в установленном порядке предложения о финансировании Федеральной космической программы; обеспечивает благоприятные условия для разработки перспективных космической техники и космических технологий и осуществляет политику государственной поддержки ракетно-космической отрасли; координирует вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации; утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разработки, создания, испытания, использования (эксплуатации) космической техники; назначает государственные комиссии по испытаниям космической техники.
  Кроме этого, настоящий Федеральный закон устанавливает компетенцию федерального органа исполнительной власти по космической деятельности (ст. 6) и федерального органа исполнительной власти по обороне (ст. 7) в области космической деятельности.
  Так, федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, организует работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне — космической техники двойного назначения в рамках Федеральной космической программы.
  В этих целях указанный орган: обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в создании и использовании космической техники; разрабатывает проект Федеральной космической программы; осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, в том числе на работы по международным космическим проектам Российской Федерации; организует в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической техники в целях реализации Федеральной космической программы; совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники двойного назначения и объектов космической инфраструктуры; организует системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне — космической техники двойного назначения; обеспечивает совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, производит закупку серийной космической техники и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне обеспечивает ее использование (эксплуатацию); организует и координирует работы по коммерческим космическим проектам и содействует их осуществлению; обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развитие космической инфраструктуры; организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные летные испытания космической техники в научных и социально-экономических целях; выдает лицензии на виды космической деятельности; организует сертификацию космической техники научного и социально-экономического назначения; обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности; взаимодействует с организациями других государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает в установленном порядке соответствующие международные договоры; финансирует в пределах выделенных из бюджета средств работы по реализации Федеральной космической программы; выполняет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
  Для осуществления своих функций федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности может создавать свои территориальные органы.
  В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности является Российское авиационно-космическое агентство (на момент создания — Российское космическое агентство).
  Российское авиационно-космическое агентство — государственный орган по управлению космической деятельностью при Правительстве РФ.
  Российское космическое агентство было образовано на основании Указа Президента РФ от 25 февраля 1992 г. № 185 «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации».
  В соответствии с этим Указом на Агентство было возложено:
  — осуществление государственной политики в области исследования и использования космического пространства;
  — разработка совместно с Российской Академией Наук, заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и представление в Правительство РФ проектов государственных космических программ;
  — осуществление функций генерального заказчика космических систем, комплексов и средств научного и народнохозяйственного назначения;
  — участие в создании и использовании космических систем, комплексов и средств двойного (военного и гражданского) назначения, разрабатываемых по оборонным заказам;
  — координация коммерческих космических проектов и содействие их осуществлению;
  — развитие совместно с организациями и предприятиями промышленности научно-исследовательской и испытательной базы космонавтики, создание научно-технического и технологического задела для совершенствования ракетнокосмической техники;
  — взаимодействие с соответствующими органами участников СНГ и других стран в области исследования и использования космического пространства.
  В своей деятельности РКА руководствуется Законом о космической деятельности, а также Положением, утверждаемым Правительством РФ. Во главе Агентства стоит генеральный директор, назначаемый Президентом РФ.
  Федеральный орган исполнительной власти по обороне осуществляет реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также организует работу по созданию космической техники военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности — космической техники двойного назначения в рамках космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники.
  В этих целях указанный орган: разрабатывает проекты космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники; осуществляет размещение государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки космического вооружения и военной техники; планирует и осуществляет использование (эксплуатацию) космической техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; обеспечивает и координирует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космической технике военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности — космической технике двойного назначения; организует и координирует системные исследования по обоснованию основных направлений и перспектив развития космической техники военного назначения, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности — космической техники двойного назначения; организует и осуществляет в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической техники военного назначения; организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные испытания космической техники военного назначения; осуществляет подготовку предложений о государственной политике в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; финансирует космическую деятельность в интересах обороны и безопасности Российской Федерации в пределах общих расходов на оборону Российской Федерации; участвует в определении конверсии ракетно-космической техники; совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в реализации международных космических проектов и программ Российской Федерации; координирует деятельность по разработке перспективных направлений в области космической техники и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; организует сертификацию космической техники военного назначения; выполняет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
  Федеральный орган исполнительной власти по обороне наделен правом в случаях, предусмотренных законом, мобилизовать объекты космической инфраструктуры и космическую технику. Также названный орган вправе передавать в установленном порядке временно свободные объекты космической инфраструктуры федеральному органу исполнительной власти по космической деятельности для использования (эксплуатации) их при осуществлении космической деятельности в научных и социально-экономических целях.
  Федеральный орган исполнительной власти по обороне в РФ — это Министерство обороны, в структуре которого имеется самостоятельный род войск — Космические войска России.
  24 марта 2001 г. Президентом РФ был подписан Указ № 337с «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры».
  Первым пунктом Указа Президентом предписано преобразовать до 1 июня 2001 г. существующий вид Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения в два рода войск ВС РФ — РВСН и Космические войска.
  Ранее уже существовавшие в России Военно-космические силы в 1997 г. как самостоятельный род войск были ликвидированы и включены в состав РВСН. Данным Указом Президента России подчеркивается важность и значимость Космических войск, а также необходимость их существования в нашем государстве.
  Федеральная космическая программа
  Законом о космической деятельности предусмотрен документ, на основании которого формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Таким документом, согласно ст. 8 Закона, является Федеральная космическая программа.
  Федеральная космическая программа разрабатывается с учетом: установленных целей, задач и принципов космической деятельности; интересов субъектов Российской Федерации; экономического положения в стране; состояния космической науки и промышленности; необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры; интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий; состояния и тенденции развития космонавтики; конъюнктуры мирового космического рынка; принятых международных обязательств Российской Федерации и задач расширения международного сотрудничества.
  Федеральная космическая программа России разрабатывается в соответствии с результатами конкурсов космических проектов, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и гражданами. Порядок и условия проведения таких конкурсов определяются Российским космическим агентством с участием Российской академии наук и других заказчиков работ по созданию и использованию космической техники.
  Лицензирование космической деятельности и сертификация космической техники
  Законом устанавливается разрешительный (лицензионный) порядок осуществления космической деятельности в научных и социально-экономических целях. Лицензированию подлежит вся космическая деятельность как организаций и граждан РФ, так и иностранных организаций и граждан под юрисдикцией РФ, если такая деятельность включает испытания, изготовление, хранение, подготовку к запуску и запуск космических объектов, а также управление космическими полетами. Осуществление организацией или гражданином космической деятельности без лицензии, либо с умышленным нарушением условий лицензии влечет установленную законодательством РФ ответственность.
  Действия государственных органов по лицензированию космической деятельности могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд.
  Космическая техника, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, создаваемая в научных и социально-экономических целях, подлежит проверке на соответствие требованиям, установленным законодательством РФ (сертификации). Сертификации может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники.
  По завершении процедуры сертификации на каждый образец космической техники выдается сертификат. Виды, формы и сроки действия сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, постановки или прекращения их действия, а также иные вопросы сертификации регламентируются законодательством РФ.
  Органы по сертификации, изготовители космической техники и соответствующие должностные лица, виновные в нарушении правил сертификации космической техники, несут установленную законодательством РФ ответственность.
  Экспертиза по вопросам космической деятельности
  Для принятия решений по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности, Закон устанавливает проведение специальной экспертизы.
  По результатам ее проведения принимаются решения по следующим вопросам:
  - включение проекта в Федеральную космическую программу России;
  - выдача лицензий на осуществление космической деятельности;
  - выдача сертификатов на образцы космической техники, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники;
  - отнесение космической техники и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
  - подведение итогов конкурсов космических проектов;
  - установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности;
  - а также по иным вопросам, определяемым Правительством РФ.
  Для проведения экспертизы органами исполнительной власти, осуществляющими руководство космической деятельностью, образуются экспертные комиссии из специалистов, не заинтересованных в результатах экспертизы. Заключение экспертной комиссии не имеет обязательной силы для органа, принимающего решение по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности. Ответственность за такое решение, в том числе и за решение, не согласующееся с заключением экспертной комиссии, несет руководитель органа, принимающего решение. Члены экспертной комиссии, привлеченные к работе в ее составе, несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений.
  Экономические условия космической деятельности
  Объем финансирования космической деятельности определяется в федеральном бюджете на соответствующий год. Финансирование космической деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа, посредством выделения ассигнований из федерального бюджета государственному заказчику в размере до одного процента валового внутреннего продукта Российской Федерации и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
  Государственный заказчик и исполнитель работ вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства. Организациям и гражданам, участвующим в осуществлении космических проектов, могут в установленном порядке предоставляться государственные гарантии и льготы.
  Иностранные инвестиции в космическую деятельность, связанные с выполнением федеральных космических программ, могут гарантироваться средствами федерального бюджета, а также имуществом, находящимся в государственной федеральной собственности. Иностранные инвестиции в космическую деятельность организаций и граждан РФ могут гарантироваться средствами этих организаций и граждан либо интеллектуальной собственностью.
  Для обеспечения развития космической деятельности, космической инфраструктуры и финансирования перспективных высокоэффективных разработок в этой области законом предусмотрено создание Российского космического фонда. Российский космический фонд осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
  Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры различного назначения формируется и размещается на основании федеральных космических программ в порядке, установленном для государственного оборонного заказа.
  Использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом представлены в установленном законом порядке права на ее эксплуатацию.
  Компоненты космической техники, являющиеся государственной собственностью, могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении одного или нескольких предприятий, если это не нарушает технологический режим функционирования такой техники. При этом они могут быть изъяты из хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.
  Космическая техника, снятая с эксплуатации, может быть передана в установленном порядке учреждениям, организациям, основная деятельность которых направлена на использование результатов космической деятельности в целях образования, науки и культуры.
  Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, полученных при разработке космической техники и космических технологий, а также использование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляются в порядке, определяемом ГК РФ и иными законами в области интеллектуальной собственности.
  Правовой режим космических объектов и объектов космической инфраструктуры
  Космические объекты РФ подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации. Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.
  Права собственности на космические объекты остаются незатронутыми во время нахождения этих объектов на Земле, а равно на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
  Если космический объект создается российскими организациями и гражданами совместно с иностранными государствами, организациями и гражданами или международными организациями, то вопросы регистрации такого объекта, юрисдикции и контроля над ним, а также вопросы прав собственности на такой космический объект решаются на основе соответствующих международных договоров.
  Права по юрисдикции и контролю над космическим объектом, а также права собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны (участка) космического пространства, поверхности или недр небесного тела. В непосредственной близости от космического объекта РФ в пределах зоны, минимально необходимой для обеспечения безопасности космической деятельности могут устанавливаться правила, обязательные для российских и иностранных организаций и граждан.
  Управление космическими объектами РФ на всех этапах, от их запуска до завершения полета, осуществляют организации, ответственные за использование (эксплуатацию) этих объектов. Посадка космических объектов РФ производится на полигонах посадки космических объектов.
  В случаях происшествий, включая аварии и катастрофы при осуществлении космической деятельности, посадка космических объектов РФ может производиться в других районах с уведомлением соответствующих органов государственной власти.
  Маневрирование космических объектов в воздушном пространстве РФ осуществляется с учетом требований законодательства, регулирующего использование воздушного пространства РФ.
  Космический объект иностранного государства может осуществлять одноразовый безвредный полет через воздушное пространство РФ с целью запуска такого объекта на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих служб Российской Федерации о времени, месте, траектории и иных условиях такого полета.
  Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство космической деятельностью, информируют о запуске и посадке космических объектов РФ соответствующие органы государственной власти РФ, а в случае необходимости — также заинтересованные иностранные государства и международные организации.
  В случаях запуска, посадки или прекращения существования космических объектов РФ за ее пределами, соответствующие службы РФ осуществляют свои функции по согласованию с компетентными органами заинтересованных иностранных государств.
  Космическая инфраструктура РФ включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командноизмерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для обработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
  Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения в космической деятельности.
  Объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Передача объектов космической инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, в хозяйственное ведение, собственность или аренду другим организациям допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  Выделение земельных участков и прилегающих к ним зон отчуждения и использование их под объекты космической инфраструктуры осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ.
  Деятельность организаций РФ по использованию (эксплуатации) объектов космической инфраструктуры за пределами юрисдикции РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и настоящим Законом.
  Правовой статус космонавтов и
  персонала объектов космической инфраструктуры
  Граждане РФ, выразившие желание участвовать в космических полетах и отвечающие установленным профессиональным и медицинским требованиям, отбираются для подготовки и осуществления космических полетов на основе конкурса. Порядок и условия проведения конкурса определяются органами исполнительной власти, управляющими космической деятельностью в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
  Порядок подготовки космонавтов, формирования экипажей пилотируемых космических объектов и утверждения программы полета, а также права и обязанности космонавтов, оплата их труда и иные условия их профессиональной деятельности определяются контрактами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  Командиром экипажа пилотируемого космического объекта РФ назначается космонавт — гражданин РФ. Он наделяется всей полнотой власти, необходимой для осуществления космического полета, руководства экипажем и другими лицами, участвующими в полете.
  Командир экипажа в пределах своих полномочий несет ответственность за выполнение программы полета, безопасность экипажа и других лиц, участвующих в полете, сохранность космического объекта и находящегося на нем имущества.
  Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над любым экипажем зарегистрированного в ней пилотируемого космического объекта во время нахождения этого объекта на Земле, на любом этапе полета или пребывания в космическом пространстве, на небесных телах, в том числе за пределами космического объекта, а также по возвращении на Землю, вплоть до завершения программы полета, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  Граждане иностранных государств, проходящие подготовку к космическому полету в РФ, либо участвующие в полете на пилотируемом космическом объекте РФ, обязаны соблюдать законодательство РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  К персоналу объектов космической инфраструктуры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функционирования объектов космической инфраструктуры.
  Функциональные обязанности персонала объектов космической инфраструктуры определяются организациями, эксплуатирующими такие объекты. Персонал объектов космической инфраструктуры подлежит аттестации на соответствие установленным профессиональным требованиям. Размеры заработной платы и дополнительного материального вознаграждения персонала объектов космической инфраструктуры определяются контрактами найма, заключаемыми с организациями, использующими такие объекты. Порядок денежного содержания и вещевого довольствия персонала объектов космической инфраструктуры, находящегося на военной службе, определяется соответствующим законодательством РФ.
  Лицам, из числа персонала объектов космической инфраструктуры, профессии которых связаны с опасными или вредными условиями труда, предоставляются дополнительные льготы в соответствии с законодательством РФ и условиями соответствующих контрактов.
  Обеспечение безопасности космической деятельности
  Любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне.
  Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и околоземное пространство.
  Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне по требованию заинтересованных организаций и граждан обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности.
  При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.
  Происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности подлежат расследованию, порядок которого определяется законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  Порядок проведения и обоснованность результатов расследования происшествий, включая аварии и катастрофы, могут быть обжалованы в суд.
  Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также ликвидация последствий происшествий при осуществлении космической деятельности производятся соответствующими государственными службами с участием органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.
  Работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности включают восстановление и реконструкцию промышленных и иных объектов, пострадавших вследствие происшествий, необходимые природоохранные мероприятия, компенсацию ущерба субъектам РФ, организациям и гражданам.
  Лица, привлекаемые для выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф при осуществлении космической деятельности, пользуются льготами, предоставляемыми работникам объектов космической инфраструктуры.
  Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности на территории иностранного государства производятся по согласованию с компетентными органами этого государства за счет средств организаций и граждан, осуществляющих такую деятельность, средств Российского космического фонда либо федерального бюджета.
  Страхование космической деятельности
  Организации и граждане, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляется создание и использование (эксплуатация) космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также несут ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц, в порядке и на условиях, которые установлены законом.
  Организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность, могут производить добровольное страхование космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения космической техники).
  20 июля 2001 г. с целью проведения летно-конструкторских испытаний был произведен суборбитальный запуск космического аппарата с солнечным парусом (КАСП) по проекту Cosmos-1. Но запуск космического аппарата оказался неудачным: опытный космический аппарат, спроектированный НИЦ имени Г.Н. Бабакина, не смог отделиться от последней ступени ракеты-носителя «Волна» и эксперимент по развертыванию двух панелей солнечного паруса провести не удалось. Работа аварийной комиссии выявила проблемы с двигателем третьей ступени ракеты-носителя, который не развил требуемой тяги. Однако несмотря на неудачу при проведении летно-конструкторских испытаний новой космической техники, страховые выплаты позволили приступить к созданию полноразмерного аппарата, чтобы уже зимой 2002 г. выполнить его орбитальный полет.
  Международное сотрудничество в области космической деятельности
  Международные договоры РФ в области космической деятельности подлежат ратификации. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
  Иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для граждан и организаций РФ в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам РФ.
  Российская Федерация обеспечивает правовую охрану технологий и коммерческих тайн иностранных организаций и граждан, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией РФ, в соответствии с законодательством РФ.
  Иная необходимая охрана технологий и коммерческих тайн иностранных организаций и граждан, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией РФ, обеспечивается на взаимной основе.
  Иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией РФ, производят страхование космической техники, а также рисков, связанных с космической деятельностью, в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ и Законом о космической деятельности.
  Организации и граждане РФ, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области космической деятельности, заключают договоры с иностранными гражданами и организациями в соответствии с законодательством РФ, если другое не предусмотрено этими договорами.
  В случае коллизии норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, применимых к космической деятельности с участием организаций и граждан РФ, действует законодательство РФ, если другое не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  Ответственность при осуществлении космической деятельности
  Ответственность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.
  Если в любом месте помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ.
  Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда, в объеме и порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

 
© www.txtb.ru