Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Заключение основных договоров в области космоса в рамках Содружества Независимых Государств

  Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 30 декабря 1991 г.
  Почти сразу же после образования СНГ, 30 декабря 1991 г. в Минске в рамках государств Содружества заключается Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. Соглашение вступает в действие с момента подписания.
  21 октября 1994 г. к этому Соглашению присоединилась Грузия.
  При подписании Соглашения учитывалось, что космическая наука и техника имеет большое значение для развития каждого из государств-участников Содружества. Признавалась необходимость объединения усилий для эффективного исследования и использования космического пространства в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности.
  В соответствии с подписанным Соглашением, совместная деятельность по исследованию и использованию космического пространства осуществляется государствами-участниками Соглашения на основе Межгосударственных программ.
  Согласно ст. 2 Соглашения координация реализации Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства возлагается на Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств-участников настоящего Соглашения. Положение о Совете утверждается решением глав правительств.
  Соглашением было оговорено, что государства-участники настоящего Соглашения могут иметь самостоятельные программы исследования и использования космического пространства. Учитывалось, что совместная космическая деятельность в рамках СНГ никоим образом не должна ущемлять суверенных прав независимых государств, за которыми подтверждалось право осуществлять такую деятельность и без участия других государств-членов Содружества.
  Было определено, что выполнение Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства в части космических средств военного и двойного (военного и гражданского) назначения обеспечивают объединенные Стратегические Вооруженные Силы СНГ.
  Соглашение от 30 декабря 1991 г. стало первым документом международного космического права, заключенным в рамках СНГ. В нем нашли свое отражение правовые аспекты сотрудничества государств-участников СНГ по основным вопросам совместной космической деятельности: вопросы финансирования, затрат на эксплуатацию существующих и создание новых космических систем, подготовки специалистов для комплектования профессиональными кадрами объектов космической инфраструктуры и т.д.
  В Соглашении отмечается, что государства-участники обязуются строить свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с действующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия, направленные на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.
  Положения подписанного в Минске Соглашения от 30 декабря 1991 г. получили дальнейшее развитие в последующих договорах о космической деятельности, заключаемых государствами СНГ.
  Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, от 15 мая 1992 г.
  15 мая 1992 г. участниками Содружества Независимых Государств подписывается Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ. Соглашение вступило в силу с момента его подписания.
  Соглашение не было подписано Республикой Молдова.
  21 октября 1994 г. к Соглашению присоединилась Республика Грузия.
  В этом Соглашении оговариваются вопросы собственности на объекты космической инфраструктуры, до распада Союза ССР находившиеся на территории последнего.
  Так, ст. 1 Соглашения устанавливает, что объекты космической инфраструктуры (космодромы «Байконур» и «Плесецк», технические, стартовые, посадочные комплексы, районы падения отделяющихся фрагментов ракет-носителей, центры управления полетом космических объектов, Центр подготовки космонавтов, командно-измерительные комплексы, пункты приема и обработки информации, арсеналы и другие объекты), расположенные на территориях Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины, являются собственностью этих государств.
  Право пользования недвижимым, пользования и владения движимым имуществом этих объектов по Соглашению было передано на основании специальных соглашений Стратегическим Силам (Управлению Начальника космических средств (УНКС)) Содружества Независимых Государств или другим заинтересованным сторонам.
  Также в Соглашении было отмечено, что координацию использования космической инфраструктуры для выполнения межгосударственных и самостоятельных программ исследования и использования космического пространства осуществляет Межгосударственный совет по космосу.
  Финансирование расходов на содержание и эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, включая расходы на социальную сферу этой инфраструктуры, осуществляется за счет долевых вкладов государств-участников настоящего Соглашения и средств Стратегических Сил (УНКС) Содружества Независимых Государств, а также внебюджетных источников финансирования.
  Предложения по объемам и направлениям финансирования для указанных целей готовятся Стратегическими Силами (УНКС) Содружества Независимых Государств и после согласования в части социальной сферы с местными органами власти соответствующих государств-участников настоящего Соглашения представляются в Межгосударственный совет по космосу.
  Межгосударственный совет по космосу рассматривает эти предложения, определяет размеры долевых вкладов с учетом арендной платы за землепользование на основании законодательств каждого государства и представляет Совету глав Правительств Содружества Независимых Государств предложения по содержанию и использованию объектов космической инфраструктуры.
  Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 13 ноября 1992 г.
  13 ноября 1992 г. в Москве государствами-участниками Содружества Независимых Государств подписывается новое соглашение в области космоса — Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. Это Соглашение вступило в силу с момента его подписания.
  Соглашение не было подписано Правительством Туркменистана. 9 сентября 1994 г. к данному Соглашению присоединилась Республика Грузия.
  Главным образом этот международный документ был направлен на объединение усилий в формировании и выполнении межгосударственных программ исследования и использования космического пространства в интересах государств- участников Содружества.
  Согласно ст. 1 подписанного Соглашения, финансирование совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства осуществляется в соответствии с межгосударственными программами исследования и использования космического пространства, утверждаемыми Советом глав правительств Содружества, которые могут включать в себя решение следующих целевых задач:
  - космической связи и телевидения;
  - дистанционного зондирования Земли для решения задач природопользования и экологии; метеорологии;
  - пилотируемых полетов и международного сотрудничества на их основе;
  - научных исследований околоземного пространства и планет; космической технологии и медицины; геодезии и картографии;
  - навигации и обеспечения спасения в экстремальных ситуациях;
  - обороноспособности и коллективной безопасности; создания заделов и развития научно-технического потенциала.
  Решение указанных в ст. 1 задач в соответствии со ст. 2 Соглашения осуществляется путем:
  - выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  - организации содержания и развития уникальной экспериментальной базы для отработки ракетно-космической техники;
  - осуществления закупок космической техники, развертывания и выполнения орбитальной группировки космических комплексов;
  - проведения реконструкции (модернизации) действующих космических систем (комплексов);
  - осуществления капитального строительства; организации эксплуатации и ремонта объектов наземной космической инфраструктуры;
  - осуществления работ по ликвидации вредных экологических воздействий в результате реализации межгосударственных космических программ;
  - осуществления работ по организации и эксплуатации районов падения отделяемых частей средств выведения, включая арендную плату за землепользование на основании законодательств каждого государства;
  - проведения других работ, связанных с реализацией межгосударственных космических программ, включая социально-бытовое обеспечение и подготовку кадров.
  По ст. 3 Соглашения, финансирование межгосударственных космических программ осуществляется за счет долевых вкладов государств-участников. Государства-участники, внесшие долевой вклад в создание и эксплуатацию космических средств в соответствии с межгосударственными космическими программами, имеют право на получение и использование в своих интересах космической информации и не допускают ее утечки.
  Объем получаемой информации каждым государством- участником определяется договорами на создание и эксплуатацию космических средств, предусмотренных межгосударственными космическими программами.
  Размеры вкладов государств-участников в финансирование межгосударственных космических программ устанавливаются правительствами государств-участников в соответствии со взятыми на себя обязательствами по выполнению заданий межгосударственных космических программ.
  Государства, не являющиеся участниками настоящего Соглашения, получают космическую информацию на коммерческой основе через Межгосударственный совет по космосу.

 
© www.txtb.ru