Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Особенности международно-правового регулирования реализации проекта «Морской старт»

  Транспортировка. После того как компоненты ракет изготовлены и проверены в России и на Украине, они отгружаются через Панамский канал в Лонг-Бич (Калифорния, США), а затем — к месту запуска — в Тихий океан, в район экватора.
  Запускающее государство. В соответствии с нормами международного космического права государство является главным действующим субъектом данной отрасли международного права. Применительно к международному проекту «Морской старт» каждое из государств, подпадающих под признаки, выделенные в ст. I Конвенции об ответственности 1972 г. и ст. I Конвенции о регистрации 1975 г., будет запускающим государством. Причем здесь следует упомянуть положение ст. VI Договора по космосу 1967 г., согласно которой государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами, либо неправительственными юридическими лицами.
  Отнесение какого-либо государства к категории запускающего имеет важное правовое значение при разрешении вопросов ответственности, которые могут возникнуть в случае причинения ущерба при производстве коммерческих запусков «Морским стартом».
  Ответственность. При решении возможных вопросов об ответственности на проект «Морской старт» в полной степени распространяет свое действие Конвенция об ответственности 1972 г. Основанием для возникновения материальной ответственности запускающего государства в связи с деятельностью компании «Морской старт» является причинение вреда объектом или средством его доставки, а также их составными частями на поверхности Земли, воздушному судну в полете или космическому объекту другого государства.
  Как известно, в соответствии со ст. VI Конвенции об ответственности 1972 г. (п. 1), государство освобождается от абсолютной ответственности, если докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности, либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо лиц, которых оно представляет.
  Применительно к «Морскому старту», например, при запусках космических объектов государство может обратиться с просьбой не заплывать морским судам и не залетать воздушным судам в определенный квадрат в указанный период времени. Если эта просьба игнорируется, может быть поставлен вопрос об освобождении запускающего государства от ответственности. Однако бремя доказывания будет лежать на запускающем государстве, которое произвело необходимое оповещение о запусках.
  Регистрация. Регистрация космических объектов, запускаемых «Морским стартом», осуществляется в соответствии с Конвенцией о регистрации 1975 г.
  В соответствии с проектом «Морской старт» запуск космических объектов будет осуществляться с плавучей пусковой платформы, плавающей под флагом Либерии. При этом платформа с целью большей устойчивости должна частично погружаться, но не касаться морского дна. Таким образом, данная морская платформа подпадает под определение морского судна, которым обычно оперирует международное морское право. В связи с этим при реализации программы «Морской старт», компания в своей деятельности руководствуется не только нормами международного космического, но и международного морского права.
  К правоотношениям, возникающим в связи с использованием пусковой плавучей платформы применимы положения Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.
  Приоритетным в морском праве является принцип свободы открытого моря. Это означает, что открытое море не может находиться под суверенитетом какого-либо государства, а также то, что в открытом море все государства, независимо от того, имеют ли они выход к морю, пользуются равными правами на его использование на условиях, установленных в международном праве. Каждое государство в открытом море сохраняет исключительную юрисдикцию над судами и летательными аппаратами, которые зарегистрированы на его территории. Никакое другое государство не вправе осуществлять властные полномочия в отношении судов, плавающих под флагом другого государства.
  Общие положения режима открытого моря изложены в ч. VII Конвенции ООН по морскому праву и основываются на принципе свободы открытого моря (ст. 87 Конвенции).
  В ней, в частности, закрепляется:
  1. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией ООН по морскому праву, и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:
  а) свободу судоходства;
  б) свободу полетов;
  в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы с соблюдением ч. VI Конвенции;
  г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, запускаемые в соответствии с международным правом, с соблюдением ч. VI Конвенции;
  д) свободу рыболовства с соблюдением условий, изложенных в разд. 2 ч. VII Конвенции;
  е) свободу научных исследований с соблюдением ч. VI и XIII Конвенции.
  2. Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права, предусмотренные настоящей Конвенцией в отношении деятельности в Районе.
  Из принципа свободы открытого моря следует, что каждое государство вправе заниматься любой научно-исследовательской или экономической деятельностью без каких- либо ограничений, если они не установлены нормами международного права. Свобода научно-исследовательской и экономической деятельности распространяется и на проведение запусков космических аппаратов из открытого моря, не говоря уже о взлетах и посадках специальных летательных аппаратов.
  Таким образом, участники международного проекта «Морской старт» исходили из того, что запуск космических аппаратов из открытого моря Конвенцией ООН по морскому праву не запрещен.
  Кроме сказанного, при проведении запусков космических аппаратов с плавучей платформы из районов, расположенных в открытом море необходимо принимать во внимание, что в результате таких запусков может произойти загрязнение морской среды. Конвенцией ООН по морскому праву предусмотрена ответственность за загрязнение морской среды. В частности, ст. 235 этой Конвенции (ответственность) устанавливает:
  1. На государства возлагается выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом.
  2. Государства обеспечивают правовые основания для обращения за получением в короткие сроки надлежащего возмещения или другой компенсации ущерба, причиненного загрязнением морской среды физическими или юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией.
  3. С целью обеспечения быстрого и адекватного возмещения всего ущерба, причиненного загрязнителем морской среды, государства сотрудничают в реализации действующего международного права, касающегося ответственности, для оценки или возмещения ущерба или урегулированием связанных с этим споров, а также, когда уместно, в разработке критериев и процедур выплаты надлежащего возмещения, таких как обязательное страхование или компенсационные фонды.
  Применительно к «Морскому старту» определенное значение имеет и ст. 198 Конвенции ООН по морскому праву, посвященная уведомлению о неминуемом или нанесенном ущербе. В ней, в частности, говорится, что, если государству становится известно о случаях, когда морская среда подвергается неминуемой опасности ущерба или когда ей нанесен ущерб в результате загрязнения, оно немедленно уведомляет другие государства, которые, по его мнению, могут быть затронуты этим ущербом, а также компетентные международные организации.
  Запуски космических объектов всегда сопряжены с некоторыми рисками. По этой причине вокруг установки должна быть создана зона безопасности с тем, чтобы предотвратить инциденты с кораблями, а также учитывая опасные последствия в случае аварии при спуске.

 
© www.txtb.ru