Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 5. Методы осуществления контроля над космической деятельностью

  При создании международной организации по осуществлению космического контроля в космическом пространстве и на небесных телах с неизбежностью встанет вопрос о методах контрольной деятельности.
  Реализация контроля может осуществляться следующими методами: представление отчетов, докладов, обмен информацией, инспектирование на месте, установление контрольных постов, проведение консультаций, рассмотрение жалоб, изучение передаваемой телеметрической информации по каналам связи и т.д.
  Ведущим же методом контроля над всей космической деятельностью, по нашему мнению, станет метод наблюдения. Наблюдение может вестись уполномоченными на то лицами (инспекторами, наблюдателями, контрольными постами и др.) как с применением специальной аппаратуры, так и без таковой. Для ведения наблюдения могут использоваться воздушные и космические летательные аппараты, планетоходы.
  Специальные полномочия инспекторов, наблюдателей контрольной службы должны быть детально предусмотрены соглашением, регулирующим данную деятельность. Так, должны быть оговорены права инспекторов (наблюдателей) по их доступу к проверяемым объектам. Время и порядок проведения таких проверок, право ознакомления с документацией проверяемой исследовательской партии, право снятия информации со специальных приборов и др. Также необходимо предусмотреть и права государств-исследователей, деятельность которых проверяется контрольным органом.
  Ведение сплошного и постоянного наблюдения может вестись специальными космическими техническими средствами контроля — спутниками, выводимыми на орбиту Земли или иного небесного тела Солнечной системы. Основная задача таких спутников контроля — идентификация космического объекта, находящегося на поверхности небесного тела или на его орбите, действия которого причиняют ущерб кому- либо из государств-исследователей, либо нарушают нормы международного космического права.
  Уже на сегодняшнем этапе развития космического права заложены основы осуществления международного контроля в космосе и идентификации космических объектов. Так, идентификация космических объектов определяется положениями Конвенции о регистрации 1975 г.
  В соответствии со ст. IV и ст. V Конвенции о регистрации, когда на космический объект, запускаемый на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, нанесены соответствующие обозначения, или регистрационный номер, государство регистрации уведомляет об этом Генерального секретаря ООН, который заносит данное уведомление в свой Реестр. Если применение Конвенции о регистрации не позволяет государству-участнику опознать космический объект, который причинил ущерб ему или любому его физическому или юридическому лицу, либо может иметь опасный или вредоносный характер, другие государства-участники, включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за космическими объектами и их сопровождения, отвечают в максимально возможной степени на поступающую от этого государства-участника или предоставленную от его имени через Генерального секретаря ООН просьбу о помощи в идентификации объекта, оказываемой на справедливых и разумных условиях. Государство- участник, обращающееся с такой просьбой, представляет в максимально возможной степени информацию о времени, характере и обстоятельствах событий, послуживших основанием для этой просьбы. Условия оказания такой помощи являются предметом соглашения между заинтересованными сторонами (ст. VI).
  При разработке соглашения об учреждении органа международного космического контроля должен быть рассмотрен и вопрос о применении государствами-исследователями засекречивания информации, шифровке передаваемых данных по каналам связи.
  Так, одним из методов контроля над космической деятельностью может стать изучение всей передаваемой по каналам связи информации.
  Принимая во внимание реалии сегодняшней жизни, следует признать, что данный вопрос при его разрешении будет представлять определенную сложность. Как известно, государства выводят на орбиту вокруг Земли космические аппараты и военного назначения. И было бы наивным предполагать, что вся без исключения информация (а таковой может быть и информация разведывательного характера), передаваемая на Землю с военных спутников, будет предоставляться в распоряжение контролирующего органа.
  Вместе с тем, совершенно другое положение вещей будет при разрешении такого же вопроса применительно к космической деятельности, проводимой на небесных телах Солнечной системы.
  Учитывая, что нормы международного космического права предписывают использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, в этом отношении может быть предусмотрен один из вариантов:
  первый — передаваемая информация с небесного тела и используемые каналы связи не должны подвергаться госу- дарствами-исследователями закрытию или шифровке;
  второй — при предоставлении права государствам-исследователям зашифровывать телеметрическую информацию, космическая контрольная служба должна иметь необходимые шифры и т. п. с целью беспрепятственного доступа ко всей передаваемой информации.

 
© www.txtb.ru