Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Источники и методология науки государственного права

  I. Источники науки государственного права Российской Федерации. Формулируя теоретические выводы, наука государственного права Российской Федерации опирается на широкую систему источников. Под источниками науки принято понимать те документы, материалы, нормативные акты, научные труды, на основе которых осуществляется научное исследование. Необходимо различать следующие виды источников государственного права Российской Федерации как науки: нормативные, специальные научные и специальные практические.
  Нормативные источники - это все ранее называвшиеся нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы государственного права. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в государственно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними связи.
  Специальные научные источники науки государственного права Российской Федерации - это труды государствоведов, в которых содержатся выдвигаемые ими концепции и взгляды по конкретным вопросам, проблемам. Концепции, содержащиеся в них, и соответствующие выводы очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу обобщения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения науки, совершенствования законодательства и организации работы государственных органов и органов местного самоуправления.
  Наука государственного права Российской Федерации опирается и на практику государственно-правового строительства. Наука не могла бы в полной мере выполнять свои задачи, если бы не имела источником научного познания те процессы, которые происходят в жизни на основе действия государственно-правовых норм и институтов.
  II. Методология науки государственного права Российской Федерации. Всякая наука в своих исследованиях пользуется определенными принципами, приемами и методами познания материального мира, совокупность которых составляет методологию. Поэтому под методом науки понимается совокупность принципов, подходов, правил, приемов научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательно обоснованных научных знаний. Успешное решение государственным правом Российской Федерации стоящих перед ним задач находится в прямой зависимости от состояния методологии.
  Существуют всеобщие и частнонаучные методы познания.
  К всеобщим методам относятся методы диалектической и формальной логик. В своих исследованиях наука государственного права Российской Федерации руководствуется принципами материалистической диалектической логики, отражающей объективно действующие всеобщие законы развития общества. Она использует такие категории диалектики как форма и содержание, причина и следствие, сущность и явление и др. Объективность науки предполагает беспристрастность в установлении свойств и качеств изучаемых явлений вне зависимости от времени их изначального проявления.
  Частные теории и категории науки, законы науки, научные факты, используемые наукой государственного права. Любая наука складывается из совокупности законов науки, категорий и научных фактов.
  Наука государственного права Российской Федерации имеет в своем составе частные теории, такие как теория народовластия, теория федерализма, теория автономии, теория избирательного права и избирательных систем и др. Каждая из частных теорий отражает какую-то одну сторону существования и функционирования устройства государства, а в совокупности они дают полное и всестороннее знание об этих явлениях.
  Категории науки - это наиболее общие и абстрактные для данной науки понятия. Они выступают в качестве логической формы фиксации и концентрации знаний, ибо, отражая только наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений, заменяют целую совокупность различного рода эмпирических и даже теоретических суждений, в которых может быть раскрыто их содержание. Например, если мы в научных работах вместо категории «федерация» будем использовать каждый раз описание этого явления, то знания представятся в виде весьма многочисленных и расплывчатых эмпирических суждениях, неудобных для усвоения и дальнейших научных исследований. К основным категориям государственного права Российской Федерации следует отнести - гражданство, основные права, основные обязанности, федерацию, автономию, избирательную систему и др.
  Законы науки - это средство концентрации, уплотнения научных знаний, объяснения эмпирических фактов. Законы науки всегда облекаются в форму соотношений категорий (понятий), фиксируют единство категорий в определенном отношении, отражают существенные связи и отношения реальных явлений. Это, например, закон связи государства и права, права и политики, нормы права и правоотношения, основных прав и основных обязанностей, системы права и отрасли права и т.д.
  Элементом науки являются также научные факты как достоверные, истинные знания. Научный факт есть отражение объективного явле- 54 ния, события, процесса, то есть факта в объективном смысле, зафиксированного и включенного в систему научного знания. Научные факты - это основа формулирования научных гипотез, они лежат в основе теорий, служат доказательством тех или иных теоретических положений. Сами научные факты нуждаются в объяснении с точки зрения определенных законов. Например, Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года; Союз ССР был образован 30 декабря 1922 года.
  Частные методы изучения государственного права Российской Федерации. Частные методы - это совокупность специфических приемов, правил, принципов исследования одной из сторон, граней существования и функционирования государственно-правовых явлений. Юридическая наука использует разнообразные методы, подходы к исследованию соответствующих объектов. Мы остановимся кратко лишь на некоторых из них.
  Логико-языковой метод, который обычно именуют формально-догматическим. Он используется на основании применения правил формальной логики и правил языка, что является необходимым условием для получения истинного доказательства в процессе подготовки требуемого заключения путем вычленения лишь главного, установления общих связей частей того или иного содержания. Применения этого метода необходимо для тех теорий, процессов, которые рассматривают право как систему норм непосредственно в практических, и в научных целях. Например, в процессе доктринального толкования, а также в процессе официального толкования тех или иных нормативных актов Конституционным Судом Российской Федерации.
  Конкретно-социологические методы используются для исследования функционирования государственно-правовых институтов. С помощью разнообразия этих методов может быть исследован стиль деятельности должностных лиц, уровень правовой информированности и правосознания отдельных групп населения, их отношение к тем или иным государственно-правовым акциям и т.д. В конкретно-социологическом исследовании используют разные приемы: анализ статистических данных, архивных материалов, договоров, актов государственных органов и других официальных документов; устные и письменные опросы, то есть интервью и анкетирование; непосредственные наблюдения; социально-правовой эксперимент и др.
  В научных исследованиях используется также системный метод, системный подход, который дает возможность вычленить, обособить элементы исследуемого явления, установить специфику содержания вычлененных частей, дать их функциональную характеристику, установить определенную зависимость между связями, свести выработанные определения в систему как целостное единство всей совокупности существенных характеристик объекта. В связи с той задачей, которую предстоит решить, могут быть использованы системно-структурный, структурно-функциональный, системно-интегративный подход. Так, с помощью системно-структурного метода можно доказать, что практически каждый государственно-правовой институт, во-первых, имеет свою структуру, то есть свое особое внутреннее строение, и, во-вторых, является структурным элементом более широкой структуры. Например, конституционный статус гражданина и человека состоит из совокупности установленных Конституцией Российской Федерации его прав, свобод и обязанностей и в то же время является частью, элементом более широкого государственно-правового института - правового положения гражданина и человека.
  В науке государственного права Российской Федерации используется часто и исторический метод, сущность которого состоит в том, что к каждому явлению исследователь подходит как к явлению развивающемуся, проходящему в своем развитии ряд закономерно обусловленных этапов. Использование этого метода позволяет установить преемственность в развитии каждого явления. В таком порядке мы подходим к изучению процесса развития конституционного законодательства, особенностей избирательного права, развития системы представительных органов и др. Важно в данном случае отметить, что исследования проводятся в рамках одной и той же правовой системы, но на разных этапах развития соответствующего государства.
  Сравнительно-правой метод (метод сравнительного правоведения) заключается в сравнительном анализе государственно-правовых норм, государственно-правовых институтов разных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений или имеющих схожие государственно-правовые институты. Он включает в себя такие возможные стадии исследования: изучение сравниваемых институтов каждого в отдельности, выявление их существенных черт и признаков; срав- 56 нение выявленных и исследованных признаков аналогичных институтов и на этой основе установление общих признаков (сходств) и признаков различия. В качестве объектов сравнительного исследования выступают соответствующие государственно-правовые институты как нашей страны (например, институт президентства), так и зарубежных государств.
  На основе краткого анализа методов научного познания государственного права Российской Федерации можно сказать, что они могут применяться и в отдельности, и одновременно, однако те или иные частные методы используются в исследовании таких проблем, которые по своему характеру нуждаются именно в указанных методах. Кроме того, любой частный метод эффективен только в сочетании, точнее, на базе диалектического метода познания общественных явлений - всеобщего материалистического подхода к исследованию всех форм государственно-правового развития в Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем смысл понятия «государственное (конституционное) право Российской Федерации» как отрасль права?
  2. Что такое предмет государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права?
  3. Каково содержание метода правового регулирования предмета государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права?
  4. Что такое государственно-правовые нормы, каковы их особенности и виды.
  5. Что такое государственно-правовой институт?
  6. Каковы характер, содержание, особенности и виды государственно-правовых отношений, каковы основания их возникновения, изменения и прекращения?
  7. Каковы виды субъектов государственно-правовых отношений, что означает право- и дееспособность?
  8. Что является объектом государственно-правовых отношений?
  9. Как строится система государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права?
  10. Каковы виды источников государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права?
  11. Какое место занимает государственное (конституционное) право Российской Федерации в системе отраслей права Российской Федерации, в чем проявляется ее ведущая роль?
  12. Каковы предмет и система науки государственного (конституционного) права Российской Федерации?
  13. Каковы тенденции в развитии науки государственного (конституционного) права на современном этапе?
  14. Каковы источники и методология науки государственного (конституционного) права Российской Федерации?
  15. Какое место занимает наука государственного (конституционного) права в системе юридических наук? Что такое учебная дисциплина «государственное (конституционное) право Российской Федерации» и в чем ее отличие от науки?

 
© www.txtb.ru