Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 3.2. Правовое регулирование добычи неживых ресурсов исключительной экономической зоны

  К компетенции органов федеральной власти в области использования неживых ресурсов исключительной экономической зоны, согласно ст.7 ФЗ РФ “ Об исключительной экономической зоне РФ”, относятся:
  - определение стратегии использования неживых ресурсов, их защиты и сохранения на основе федеральных стратегии, программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с учетом интересов коренных малочисленных народов и населения в местах их проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью. Федеральные программы и планы составляются с участием представителей коренных малочисленных народов и органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, если эти программы и планы предусматривают использование береговой инфраструктуры соответствующих субъектов РФ;
  - установление, с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработку соответствующих стандартов (норм и правил);
  - регистрация работ по использованию неживых ресурсов, составление федерального баланса запасов неживых ресурсов; ведение Российского государственного фонда данных о состоянии исключительной экономической зоны, ее природных ресурсов;
  - контроль за рациональным использованием и сохранением природных ресурсов, проведение государственной экологической экспертизы, экологического контроля и мониторинга состояния исключительной экономической зоны;
  - регулирование проведения ресурсных и морских научных исследований;
  - объявление отдельных районов исключительной экономической зоны РФ районами, в пределах которых российским и иностранным исследователям не будут выдаваться разрешения на проведение морских научных исследований в связи с ведением ( или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке неживых ресурсов и промыслу живых ресурсов с сообщением географических координат таких районов в “Извещениях мореплавателям”;
  - установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование ресурсами исключительной экономической зоны;
  - регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений в целях использования неживых ресурсов, проведения ресурсных и морских научных исследований, а также в иных целях;
  - определение трасс, установление и регулирование условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений;
  - разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней.
  К неживым ресурсам исключительной экономической зоны Закон относит минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов.
  Отнесение законодателем к неживым ресурсам исключительной экономической зоны энергии приливов, течений и ветра небесспорно. Приливы, морские течения, ветры зарождаются, чаще всего, далеко за пределами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и поэтому относить их к ресурсам именно исключительной экономической зоны, вероятно, не вполне обоснованно. Кроме этого, международное право не предусматривает возможность распространения юрисдикции прибрежного государства на воздушное пространство над исключительной экономической зоной и энергетические ресурсы ее вод. В этой связи нельзя не признать, что правовое регулирование использования энергетических ресурсов ветра, течений и приливов, если это не связано с созданием искусственных островов, установок и сооружений, не может осуществляться национальным законодательством. Поэтому в дальнейшем, говоря о неживых ресурсах исключительной экономической зоны, будем иметь в виду минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения.
  Разведка и разработка неживых ресурсов могут производиться российскими и иностранными гражданами и юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии. Лицензия на разведку и разработку неживых ресурсов выдается федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам. Правовое регулирование лицензирования использования неживых ресурсов исключительной экономической зоны осуществляется нормативными актами горного законодательства и международными договорами Российской Федерации.

 
© www.txtb.ru