Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Понятие, виды и значение трудового стажа

  Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный институт отрасли права социального обеспечения.
  Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности работника и иной общественнополезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболевания, на отдельные виды пособий и социальных льгот.
  Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот.
  Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характеристики.
  Качественная сторона - отражает характер и условия, в которых протекала трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и т. п.).
  В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:
  1) общий,
  2) специальный,
  3) непрерывный,
  4) страховой.
  В связи с реформой пенсионного образования институт трудового стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства.
  В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет исчисляться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финансироваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников.
  Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхо- вания». Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за технических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году.
  Принципы индивидуального (персонифицированного) учета:
  - единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ,
  - всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах,
  - доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем,
  - использование сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения,
  - соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов,
  - осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначения пенсии.
  В ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете...» сформулировано определение страхового стажа:
  «Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы».
  Следовательно:
  1. Поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на государственное пенсионное страхование по собственной инициативе.
  2. Если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам, носящим социально значимый характер (безработица, болезнь, уход за ребенком и пр.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен, т. е. для многих застрахованных это приведет к сокращению фактической продолжительности страхового стажа по сравнению с трудовым, а это, в свою очередь, повлечет и уменьшение размера трудовой пенсии. Поэтому сейчас изучаются возможности внесения взносов за счет средств федерального бюджета - за государственных служащих и приравненных к ним категорий, из Фонда социального страхования - за временно нетрудоспособных, из Фонда занятости - за безработных.

 
© www.txtb.ru