Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6. Роль и значение актов судебных органов

  Особое место в регулировании отношений по социальному обеспечению занимают руководящие постановления высших судебных органов и, в частности, постановления Пленума Верховного Суда РФ.
  В юридической литературе вопрос о природе норм судебных органов остается на уровне дискуссии. В ряде работ делается вывод, что акты высших судебных органов, нормы которых следует классифицировать как судебное обыкновение правоприменительной практики, являются источниками права. Отдельные авторы высказывают предложение расценивать разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики как своего рода судебный прецедент.
  Не вдаваясь в подробности дискуссии, следует отметить, что в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный суд РФ наделен правом давать разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для судов при рассмотрении ими конкретных дел и материалов.
  Так, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О судебной практике по рассмотрению дел, возникающих в связи с незаконной выплатой государственных пенсий» (в ред. от 21 декабря 1993 г.) предлагает судам квалифицировать незаконное получение государственной пенсии путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) хищением государственного имущества.
  Ориентиром для правоприменительной практики являются и решения Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по отдельным вопросам социального обеспечения.
  Конституционный Суд Российской Федерации, на основании ст. 125 Конституции РФ, проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента принятия об этом решения Конституционного Суда РФ.
  В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г., которым признано неконституционным и подлежащим отмене положение ст. 28 Закона РФ «О занятости населения РФ» об ограничении продолжительности периода оплаты нетрудоспособности безработных до 30 дней.

 
© www.txtb.ru