Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.4. Образование, кризис и распад мировой социалистической системы

  Мировая социалистическая система - понятие, появившееся после Второй мировой войны и обозначающее группу государств, в которых по образцу СССР утвердилась государственная плановая экономика в условиях всевластия партии, имевшей своей идеологией марксизм-ленинизм. Большая часть социалистических стран была расположена в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Это Советский Союз, ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия и Албания. В Азии к мировой социалистической системе относились Монголия, Китай, Северная Корея (КНДР), Вьетнам. Наконец, в мировую систему социализма входило одно латиноамериканское государство - Куба.
  Строго говоря, формирование мировой социалистической системы началось с приходом к власти большевиков в России в октябре 1917 года. Одним из основных направлений советской внешней политики стала поддержка общественно-политических сил, ориентированных на построение социализма, на коммунизм. В 1921 году в Монголии в присутствии советских войск пришло к власти правительство Сухэ-Батора. Советско- монгольский договор 1921 года означал установление протектората Советской России над Монголией, которая оказалась по существу в положении одной из азиатских республик Советского Союза.
  Реальный выход советской общественной модели за пределы одной страны связан с последним периодом и итогами Второй мировой войны, поэтому образование системы социалистических государств именно как общемирового феномена охватывает период 1944 - 1949 гг.
  Государства Центральной и Юго-Восточной Европы, оказавшиеся в сфере влияния СССР, в годы войны были или оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия), или стали союзниками Германии (Болгария, Венгрия, Румыния).
  Развитие событий на Западе и Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Всюду наблюдалось стремление к демократизации политического строя, к увеличению степени социальной справедливости в обществе. В Европе возросла роль коммунистических и социалистических партий, поскольку именно они, как правило, возглавляли антифашистское подполье и партизанскую войну в годы оккупации. В большинстве европейских стран в 1944 - 1947 годах не только социалисты, но и коммунисты входили в состав правительств. Поэтому демократические преобразования, осуществленные коалиционными правительствами с участием коммунистов в странах Восточной Европы в 1944 - 1947 гг.: восстановление парламентских режимов, многопартийности, всеобщего избирательного права, аграрные реформы, наказание военных преступников, национализация их собственности - были характерны и для стран Западной Европы.
  Однако в условиях «холодной войны» Советский Союз, всегда стремившийся к расширению сферы социализма, активно способствовал переходу власти в большинстве стран Восточной Европы к коммунистам, что и произошло в 1947 - 1948 гг. в присутствии советских войск и при поддержке части населения.
  Примерно также, как и в большинстве стран Центральной и ЮгоВосточной Европы, коммунисты пришли к власти в Северной Корее (1948 г.), в которой находились советские войска после окончания войны с Японией. В Китае (1949 г.) и Вьетнаме (Северный Вьетнам - 1945 г., Южный Вьетнам - 1975 г.) коммунисты, хотя и получали помощь от СССР, но добились власти самостоятельно, как и в Югославии (1944 г.). Это было связано с тем, что в этих странах коммунисты возглавляли освободительное движение, благодаря чему стали влиятельной политической силой.
  В целом ряде латиноамериканских стран в послевоенные десятилетия предпринимались радикальные, революционные попытки решения назревших проблем развития (Гватемала, Боливия, Перу, Никарагуа, Колумбия, Сальвадор и др.) Основными событиями 50-х - 70-х годов стали Кубинская и Чилийская революции.
  На Кубе в 1953 году группа молодых революционеров во главе с адвокатом Фиделем Кастро выступила против диктатуры генерала Ф. Батисты, и 1 января 1959 года революция победила.
  В Чили события развивались иначе. Социалист Сальвадор Альенде стал президентом этой страны конституционным путем в 1970 году и приступил к реализации программы реформ, но правительство Альенде было свергнуто в результате военного переворота в 1973 году, а сам он погиб при обороне президентского дворца. Также, как и на Кубе, чилийская революция произошла без всякой помощи со стороны СССР.
  Таким образом, нельзя утверждать, что образование мировой системы социализма после Второй мировой войны произошло в результате насильственного экспорта советской общественной модели, хотя СССР активно содействовал расширению сферы социализма и оказывал социалистическим странам очень большую экономическую и политическую, а в ряде случаев и военную помощь.
  В странах, где у власти утвердились коммунисты (как бы та или иная партия не называлась), было объявлено о переходе к строительству социализма. Преобразования осуществлялись в общем и целом по советскому образцу. Была проведена национализация промышленности и финансов, хотя и не такая всеобъемлющая, как в СССР (в европейских странах и во Вьетнаме сохранялась мелкая частная собственность), но абсолютно преобладал государственный сектор. Экономическая стратегия определялась задачей осуществления индустриализации в сжатые сроки (все новые социалистические страны, кроме ГДР и Чехословакии, были аграрными). Акцент делался на развитие тяжелой промышленности без учета реальных возможностей страны (наличие соответствующих ресурсов), в ущерб развертыванию легкой промышленности и потребительских услуг. Аграрные реформы везде, кроме Польши, завершились коллективизацией. Таким образом, утвердилась государственная, плановая экономика. Рыночные отношения или вообще отсутствовали (КНР, КНДР), или были сведены к минимуму.
  Многопартийность ликвидировалась (Венгрия, Румыния, Югославия, Албания), либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций (ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам, Северная Корея). Сохранялись конституции, в которых провозглашались демократические свободы, всеобщее избирательное право, регулярно проводились выборы, но с политической демократией реально было покончено. Наиболее жесткие режимы утвердились в Китае и КНДР, среди европейских стран - в Албании и Румынии. В остальных странах тоталитаризма как такового не было, хотя репрессии против политических противников осуществлялись в большей или меньшей степени во всех социалистических странах.
  25 января 1949 года Болгария, Венгрия, Польша, Румыния СССР и Чехословакия провозгласили создание СЭВ для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. В феврале к СЭВ присоединилась Албания, а позже ГДР. Совет Экономической Взаимопомощи стремился осуществлять экономическую интеграцию европейских социалистических стран на основе разделения труда между ними. В 1955 году в ответ на присоединение ФРГ к НАТО эти страны создали свой военнополитический союз - Организацию Варшавского договора. Несмотря на то, что отношения с социалистическими странами не всегда складывались так, как бы этого хотелось руководству Советского Союза, существование мировой социалистической системы укрепляло положение СССР как сверхдержавы.
  В наиболее развитых государствах Центральной и Юго-Восточной Европы новый общественно-политический строй оказался непрочным. На всем протяжении истории этих стран имели место политические кризисы (Польша и ГДР - 1953 г., Польша и Венгрия - 1956 г., Чехословакия - 1968 г., Польша - 70-е - начало 80-х годов XX века). С одной стороны они были вызваны стремлением СССР диктовать свою волю, с другой - несоответствием советской общественной модели историческим традициям и менталитету народов этих стран. Вооруженные восстания и мирные попытки перехода к демократическому социализму подавлялись или непосредственно Советским Союзом или при его активном участии.
  В 70-е - 80-е годы в условиях мировых экономических структурных кризисов и новой фазы научно-технической революции экономическая неэффективность избранной модели развития стала очевидна. В СССР началась перестройка, приведшая в 1988 - 1994 гг. к смене модели общественного развития в России и других республиках распавшегося в 1991 году Советского Союза.
  Во второй половине 80-х годов советское руководство в лице М.С. Горбачева отказалось от политики диктата по отношению к союзникам. В результате в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1989 - 1991 гг. произошли демократические революции. Правящие партии не удержались у власти, которая перешла к либеральными общественнополитическим силам. Германия объединилась (1990 г.), Югославия и Чехословакия распались (1991 и 1993 гг. соответственно). Весной 1991 года был официально оформлен распад СЭВ и ОВД.
  Во всех странах бывшего соцлагеря в Восточной Европе произошла демократизация политической системы, были проведены либерализация цен, приватизация промышленности, роспуск кооперативов на селе. Методы «шоковой терапии» привели к формированию рыночной экономики, основанной на частной собственности, и к резкому падению жизненного уровня широких слоев населения. Бывшие коммунистические партии трансформировались в социал-демократические и периодически сменяют либералов у власти. В целом можно констатировать, что ситуация в бывших социалистических странах Европы не вполне благополучна. Но постепенная интеграция восточноевропейских государств в европейские экономические и политические структуры способствует стабилизации и развитию.
  В конце 80-х годов в Монголии начались реформы, направленные на демократизацию политической системы, развитие рыночных отношений на основе частной собственности. Быстрое развитие страны в предшествующий период создало для этого необходимые предпосылки. В настоящее время страна успешно развивается, имея относительно высокий доход на душу населения.
  В странах китайско-конфуцианского региона (Китай, Вьетнам, КНДР) общественная модель, предполагавшая государственную плановую экономику и всевластие одной партии, гораздо больше соответствовала историческим традициям и менталитету, чем в Европе. Поэтому политических кризисов в обозначенных государствах не было, но экономическая неэффективность модели, начиная с 70-х годов, отчетливо проявлялась и здесь.
  Новое политическое руководство Китая (1976 г.) и Вьетнама (1967 г.) понимало необходимость перемен. Реформы начали проводиться в Китае с 1978 года, во Вьетнаме с конца 80-х годов, после начала перестройки в СССР. Были распущены коммуны, разрешена частная собственность, государственные предприятия переведены на хозрасчет, партийный контроль над экономикой резко ослаблен. В то же время власть осталась у коммунистов, демократизации политической системы не произошло, сохранился официальный курс на построение социализма. Китайские и вьетнамские лидеры понимали, что демократические реформы привели бы к дестабилизации и распаду страны. Со второй половины 80-х годов пример Советского Союза, затем России был у них перед глазами.
  Преобразование социально-экономических отношений в направлении европейского капитализма позволяет Вьетнаму и особенно Китаю чрезвычайно успешно развиваться. Но в перспективе перед обеими странами стоит проблема приведения политического строя в соответствие с социальной структурой и экономикой.
  КНДР и Куба - страны, где к настоящему времени почти ничего не изменилось. Причем режим Северной Кореи пережил даже смену политического руководства. Тем не менее очевидно, что реформы в этих государствах - вопрос времени.
  Оценка истории появления и распада мировой социалистической системы не может быть однозначной. Социализм представлял собой альтернативный капиталистическому вариант индустриализации аграрных обществ, и в этом аспекте он способствовал ускорению развития целого ряда стран. Сам факт существования социалистических государств стал одним из факторов гуманизации социальных отношений в развитых странах западной цивилизации. Доктрина Кеннана, выдвинутая в самом начале «холодной войны», предполагала, что успешное противостояние наступлению коммунизма возможно лишь на основе создания на Западе здорового, процветающего общества. В то же время марксистский социализм привел к утверждению в ряде стран тоталитарных режимов, уничтоживших миллионы людей. Он оказался несовместим с научно-технической революцией, с самой природой человека. Будущее человеческого сообщества не может быть связано с этой моделью.
  Распад Советского Союза, смена модели общественного развития в России и других бывших республиках СССР, демократические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы - все эти процессы, обусловленные, в конечном итоге, перестройкой 1985 - 1991 гг. в СССР, привели к целому ряду важных геополитических изменений. Раскол мира на две враждебные друг другу общественно-политические системы и «холодная война» между ними ушли в прошлое. Мир стал однополюсным, так как осталась лишь одна сверхдержава - США. Советский блок распался, его бывшие члены и часть бывших республик СССР постепенно вступают в ЕС и НАТО. Большинство стран социалистической ориентации (государства бывшего «третьего мира») налаживают экономическое сотрудничество с развитыми капиталистическими государствами, перестраивают внутреннюю структуру.
  Вследствие переориентации республик бывшего СССР, бывших социалистических стран и стран «некапиталистического пути развития» современная Россия потеряла почти всех своих былых союзников, а блок НАТО не только не самораспустился, но активно расширяется и продвигается все дальше на восток. Евразийское пространство, контролируемое Российской империей, затем Советским Союзом в настоящее время стало ареной многочисленных межэтнических конфликтов. Несмотря на распад СССР, наращивание военной мощи США не прекратилось. Кроме того, появились новые ядерные государства, опасность войн с использованием современного оружия массового уничтожения сохраняется.
  Система послевоенного устройства мира уходит в прошлое. Новый мир стал более однородным, более взаимосвязанным, но одновременно менее предсказуемым и менее стабильным. Интеграция Европы, феномен Японии, быстрое развитие Китая и Индии, усиление целого ряда малых азиатских государств, огромный потенциал России - все это заставляет задуматься о возможности многополярного мира, но пока этот мир - лишь возможная и желательная, но весьма неопределенная перспектива.

 
© www.txtb.ru