Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


ТЕМА 17. Кризис феодальной системы Начало становления национальных государств

  Влияние римско-правовых моделей на власть. Монарх как защитник»общего блага». Подданство. Развитие сословного представительства. Причины ослабления папства. Период «Авиньонского пленения». Великая схизма. Зарождение национальных церквей.
  Ранняя бюрократия. Ограничение полномочий феодальных институтов. Падение значения феодальных войск. «Черная смерть» и ее влияние на экономические процессы. «Старая» и «новая» знать. От феодальных войн к войнам между государствами.
  Начало оформления национального самосознания. Создание галликанской церкви. Движение за церковную реформу. Лолларды. Парламент, король и магнаты. Война Алой и Белой розы.
  Кастильско-Леонское королевство. Утверждение династии Трастамара. Королевство Португалия. Начало морской экспансии. «Испанский брак» и возникновение Испании. Открытие Америки.
  Объединение Дании, Швеции и Норвегии. Кальмарская уния.
  В XIV в. власть церкви, достигшая своего расцвета в предыдущем столетии, стала ослабевать, а светская власть в лице королей усиливаться. В Европе начался процесс создания централизованных национальных государств. В этих условиях появились учения, оспаривавшие примат папства. В противоположность Августину, утверждавшему, что светская власть - от дьявола, они утверждали, что нет власти не от Бога. Папе действительно принадлежит меч, но этот меч символизирует духовную власть: нести свет истины, бороться с ересями. Меч светской власти находится в руках государей.
  Сторонником самостоятельности светской власти был известный английский философ В. Оккам (1300-1350). Он считал, что в земных делах власть должна быть у государства, а в церковных - у церкви. Папство Оккам считал временным учреждением и полагал, что высшим духовным органом является община верующих и избранный ею Собор. Его политические взгляды во многом предвосхитили идеи Реформации и те ключевые идеи, которые будут господствовать в политической мысли три-четыре века спустя. Так, например, Оккам писал, что в естественном состоянии все люди жили без собственности и власти, что обеспечивало их равенство. Государство должно быть учреждено с помощью общественного договора. Целью государства является общее благо, охраняемое законами.
  В XIV в. широкое распространение получили демократические теории народного права. Как известно, господствующая во времена феодализма система вассальной зависимости устанавливала следующие отношения: суверен, получая права над вассалом, обязан был его охранять. Соответственно, и теории народного права утверждали, что между монархом и народом существует договор, и народ, принимая на себя обязанность подчинения, получает право требовать от монарха правления во благо народа. Если монархи нарушают договор, то народ вправе расценить такое правление как тиранию и сопротивляться ей. В данных теориях прозвучало не только положение о праве народа, но и идея права на борьбу с тиранией, которая отзовется позднее в учении так называемых монархомахов, или тираноборцев. Но право народа оказывалось характерным для средневековья коллективным правом, народ рассматривался как целое, а не как совокупность индивидов, каждый из которых наделен личными правами. А идея индивидуализма и личных прав индивида - эта уже идея новой эпохи. Политические взгляды Ф. Аквинского, М. Падуанского, В. Оккама противоречат представлению итальянских гуманистов о периоде средневековья как "темной ночи" европейской истории. Скорее, прав Ф. Шлегель, который писал: "Если средневековье и можно сравнить с темной ночью, то эта ночь звездная". Дошедшие до наших дней письменные документы свидетельствуют, что в период формирования и расцвета Древнерусское государство имело свою письменность, которая использовалась для документирования частной жизни (например, письма новгородцев на бересте), правовых отношений, охраны собственности (жалованные, вкладные грамоты).
  В период феодальной раздробленности (XIII—XV вв.) развитие феодальных отношений фиксируется в частноправовых актах (купчие грамоты на землю и иное имущество; кабалы заемные, закладные, служилые на заем денег, движимого и недвижимого имущества; полные грамоты на продажу в рабство; отпускные грамоты при отпуске на свободу и др.). Отношения между княжествами закрепляются в договорах великих и удельных князей. Создаются письменные памятники права — судные грамоты. Управленческие решения подчиненным верховная власть фиксировала в указных грамотах. В процессе судебной деятельности составлялись: судные списки, правовые грамоты, бессудные грамоты, мировые.
  Всю работу с официальными документами осуществляли специальные должностные лица, имевшие небольшой штат помощников. В XIV в. людей, профессионально занимающихся работой с документами, стали называть дьяками.
  Документы писали на пергаменте. Это был дорогостоящий материал. Его изготовляли из козлиной или телячьей кожи, а лучшие сорта доставляли из ганзейских городов и Греции. Утративший ценность и значение текст счищали и использовали лист пергамента заново.
  Этот период характеризуется накоплениям традиций в области составления документов: создаются устойчивые формуляры документов, устанавливаются приемы их удостоверения — подписи, скрепы, печати, возникают стадии написания документа — черновик и беловик. Однако говорить о делопроизводстве как о системе определенных правил и приемов работы с документами пока еще нельзя. Это время накопления традиций и обычаев в работе с официальными документами.
  РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование), общественно-политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе 16 века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви.
  Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каконы католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Традиционно выделяют три основных направления Реформации: бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).
  КАЛЬМАРСКАЯ УНИЯ (1397-1523), объединение Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) под верховной властью датских королей. Окончательно оформлена в г. Кальмар. Распалась с выходом Швеции. Датско-норвежская уния существовала до 1814.

* * *

  КАЛЬМАРСКАЯ УНИЯ (Kalmarunionen), династическая уния, существовавшая между тремя королевствами Северной Европы — Данией, Швецией и Норвегией — с большими перерывами с 1397 по 1523. Выделяют три этапа: 1) с 1397 до 30-40-х 15 в. — этап безусловной датской гегемонии; 2) с 40-х до 70-х 15 в. — этап относительного равновесия сил в унии между Данией и Швецией; 3) с 70-х 15 в. до 1523 — фактический распад унии и борьба Швеции за ее формальное расторжение.
  Инициатором заключения унии выступила королевская власть наиболее развитой скандинавской страны — Дании, — прежде всего в лице дочери датского короля Вальдемара IV Аттердага Маргрете I, вступившей в 1363 в брак с Хоконом VI, королем Норвегии и Швеции. Их сын Олуф (Олав) III Хоконссон после смерти Вальдемара Аттердага был избран в 1376 королем Дании, а в 1380 — после смерти отца — унаследовал трон Норвегии (в Норвегии, в отличие от Дании и Швеции, монархия была наследственной). Так в силу общности короля Норвегия вступила в персональную унию с Данией. Маргрете правила как регентша при малолетнем сыне, а после его смерти в 1387 — как «госпожа и полновластная хозяйка» Дании и Норвегии, создав прецедент женского правления в Северной Европе. С 1389 она получает власть и в Швеции, после победы при Фальчепинге над королем Швеции Альбрехтом Мекленбургским.
  После смерти единственного сына Маргрете добилась признания его преемником внука своей сестры Эрика VII Померанского. В 1389 ему присягнула Норвегия, в 1396 — Дания и Швеция. По достижении Эриком совершеннолетия, 17 июня 1397 в Кальмаре состоялась его общая коронация коронами всех трех стран — формальная дата создания унии. Одновременно был составлен Кальмарский договор: королевства должны быть навеки едины и совместно избирать общего короля из сыновей умершего. В остальном соглашение декларировало взаимную поддержку и совместные акции трех королевств в международных и военных делах при сохранении внутренней независимости каждого королевства. Дошедший до нас текст договора — так называемое «Кальмарское письмо» — подписан только 17 делегатами из 77 собравшихся в Кальмаре; скорее всего, это предварительный документ, он так и не был ратифицирован риксродами (королевскими советами) держав.
  Кальмарская уния всегда возглавлялась датскими королями. Маргрете была фактической правительницей королевств до своей смерти в 1412. Она стремилась упрочить королевскую власть и уменьшить роль знати, в первую очередь в Дании, а затем и на всем европейском Севере. В Дании она назначала на должности немецких дворян, в Швеции — датчан и немцев, в Финляндии — шведов. На епископские кафедры в Швеции и Норвегии ставились датские священнослужители. Налоговый гнет в Швеции был сильнее, чем в Дании.
  Эрик VII в целом продолжал политику своей предшественницы, редко бывал в Швеции, вел непопулярные войны в Гольштейне. После восстания Энгельбректа Энгельбректссона (1434-36) Швеция на короткое время отошла от унии. Под давлением знати Эрик VII Померанский вынужден был отказаться также от датской и норвежской корон. В 1440-42 королем всех трех скандинавских стран становится его племянник, Кристофер III Баварский. Кальмарская уния была восстановлена. После его смерти шведы избрали королем местного дворянина из рода Бунде Карла Кнутссона. В 1449 Карл был коронован также в Норвегии.
  Однако Дания пригласила на трон Кристиана I Ольденбургского. В 1450 Кристиан I подчинил Норвегию, в 1471 попытался восстановить Кальмарскую унию в полном составе, покорив Швецию, но был разгромлен шведским наместником Стеном Стуре Старшим у Брункеберга и отказался от притязаний на роль короля унии.
  Кальмарская уния на короткое время (1490-1501) возродилась при следующем датском короле — Хансе. Затем в Швеции вновь утвердился род наместников Стуре. В 1513 королем Дании и Норвегии стал сын Ханса Кристиан II. В 1520 он завоевал Швецию и был коронован в Стокгольме (непосредственно за коронацией последовала Стокгольмская кровавая баня — резня сторонников Стуре). В 1521 в Швеции вспыхнуло восстание против «тирана» под руководством сына одного из казненных — Густава Вазы, избранного в 1523 шведским королем и положившего начало династии Ваза. В Дании знать изгнала Кристиана II, и королем стал его дядя, герцог Гольштейна Фредерик I, признавший Густава Вазу королем Швеции. Эти события знаменовали распад Кальмарской унии.
  АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ ВОЙНА 1455-85, междоусобная война в Англии, за престол между двумя ветвями династии Плантагенетов — Ланкастерами (в гербе алая роза) и Йорками (в гербе белая роза). Гибель в войне главных представителей обеих династий и значительной части знати облегчила установление абсолютизма Тюдоров.
  АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ ВОЙНА (The Wars of Roses) (1455-85), кровавые междоусобные конфликты между феодальными кликами в Англии, принявшие форму борьбы за престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов: Ланкастерами (в гербе алая роза) и Йорками (в гербе белая роза).
  Причины войны
  Причинами войны послужили тяжелое экономическое положение Англии (кризис крупного вотчинного хозяйства и падение его доходности) поражение Англии в Столетней войне (1453), лишившее феодалов возможности грабить земли Франции; подавление восстания Джека Кэда в 1451 (см. Кэда Джека восстание) и вместе с ним — сил, выступавших против феодальной анархии. Ланкастеры опирались главным образом на баронов отсталого севера, Уэльса и Ирландии, Йорки — на феодалов экономически более развитого юго-востока Англии. Среднее дворянство, купцы и зажиточные горожане, заинтересованные в свободном развитии торговли и ремесел, ликвидации феодальной анархии и установлении твердой власти, поддерживали Йорков.
  При слабоумном короле Генрихе VI Ланкастере (1422-61) страной правила клика нескольких крупных феодалов, что возбудило недовольство в остальных слоях населения. Пользуясь этим недовольством, Ричард, герцог Йоркский, собрал вокруг себя своих вассалов и пошел с ними на Лондон. В битве при Сент-Олбансе 22 мая 1455 он разбил сторонников Алой розы. Отстраненный вскоре от власти, он вновь поднял мятеж и заявил о своих притязаниях на английский престол. С войском своих приверженцев он одержал победы над противником при Блор-Хите (23 сентября 1459) и Норт-хемптоне (10 июля 1460); во время последней он захватил в плен короля, после чего заставил верхнюю палату признать себя протектором государства и наследником престола. Но королева Маргарита, жена Генриха VI, со своими приверженцами неожиданно напала на него при Уэйкфилде (30 декабря 1460). Ричард был разбит наголову и пал в сражении. Враги отрубили ему голову и выставили ее на стене Йорка в бумажной короне. Сын его Эдуард при поддержке графа Уорика разбил сторонников Ланкастерской династии при Мортимерс- Кроссе (2 февраля 1461) и Тоутоне (29 марта 1461). Генрих VI был низложен; он и Маргарита бежали в Шотландию. Победитель стал королем Эдуардом IV.
  Эдуард IV
  Однако война продолжалась. В 1464 Эдуард IV нанес поражение сторонникам Ланкастеров на севере Англии. Генрих VI был взят в плен и заключен в Тауэр. Стремление Эдуарда IV усилить свою власть и ограничить свободы феодальной знати привело к восстанию его прежних сторонников во главе с Уориком (1470). Эдуард бежал из Англии, Генрих VI в октябре 1470 был восстановлен на престоле. В 1471 Эдуард IV при Барнете (14 апреля) и Тьюксбери (4 мая) разбил войско Уорика и войско жены Генриха VI Маргариты, высадившееся в Англии при поддержке французского короля Людовика XI. Уорик был убит, Генрих VI в апреле 1471 вновь низложен и умер (предположительно убит) в Тауэре 21 мая 1471.
  Завершение войны
  После победы, дабы укрепить свою власть, Эдуард IV начал жестокие расправы как с представителями Ланкастерской династии, так и с мятежными Йорками и их сторонниками. После смерти Эдуарда IV 9 апреля 1483 престол перешел к его малолетнему сыну Эдуарду V, но власть захватил младший брат Эдуарда IV, будущий король Ричард III, который сначала объявил себя протектором малолетнего короля, а потом низложил его и приказал задушить в Тауэре вместе с его младшим братом Ричардом (август (?) 1483). Попытки Ричарда III укрепить свою власть вызвали восстания феодальных магнатов. Казни и конфискации имущества восстановили против него сторонников обеих группировок. Обе династии, Ланкастеров и Йорков, объединились вокруг Генриха Тюдора, дальнего родственника Ланкастеров, который жил во Франции при дворе короля Карла VIII. 7 или 8 августа 1485 Генрих высадился в Милфорд-Хейвене, беспрепятственно прошел через Уэльс и соединился со своими сторонниками. От их объединенного войска Ричард III потерпел поражение в сражении при Босворте 22 августа 1485; сам он был убит. Королем стал Генрих VII, основатель династии Тюдоров. Женившись на дочери Эдуарда IV Елизавете — наследнице Йорков, он объединил в своем гербе алую и белую розы.
  Итоги войны
  Война Алой и Белой роз явилась последним разгулом феодальной анархии перед установлением абсолютизма в Англии. Она велась со страшным ожесточением и сопровождалась многочисленными убийствами и казнями. В борьбе истощились и погибли обе династии. Населению Англии война принесла усобицы, гнет налогов, расхищение казны, беззакония крупных феодалов, упадок торговли, прямые грабежи и реквизиции. В ходе войн значительная часть феодальной аристократии была истреблена, многочисленные конфискации земельных владений подорвали ее могущество. В то же время увеличились земельные владения и возросло влияние нового дворянства и торгового купеческого слоя, которые стали опорой абсолютизма Тюдоров.
  Средневековая Англия Английская нация складывалась из двух основных элементов: древнего кельтского (бритты) и германского (англосаксонского). Англосаксы принесли с собой с континента германские мифы и легенды, передававшиеся из поколения в поколение изустно. После введения христианства их стали записывать ученые монахи («Беовульф»); в 8-10 вв. появились лирика англосаксов, богословские труды и летописи. После вторжения норманнов (1099) и возникновения централизованного феодального государства, стала развиваться трехъязычная литература: церковные сочинения — на латинском, рыцарские стихи и поэмы — на французском, английские предания — на англо-саксонском. К середине 14 в. сложился общенациональный английский язык, основоположником которого стал поэт Джозеф Чосер (14 в.; «Кентерберийские рассказы»). Развивается народная поэзия — баллады (легендарная, историческая, драматическая). Образ короля Артура (5-6 вв.), боровшегося с англосаксонскими завоевателями, и рыцари «Круглого стола» стали воплощением нравственных идеалов рыцарства. Об историческом Артуре упоминает Гальфрид Монмутский в «Истории королей Британии» (около 1137). Впоследствии эти легенды использовались многими литераторами Западной Европы. На территории Англии сохранились остатки римских построек 1-5 вв., памятники искусства кельтов, пиктов и англосаксов. В 7-10 вв. стали сооружаться церкви, особенности строительства которых восходят к народным каркасным постройкам (в Эрлс- Бартоне, около 980-1000). В романском искусстве Англии наиболее значительным явлением была миниатюра — англо-саксонская, или винчестерская, расцвет которой пришелся на 10-11 вв. Наиболее интересен графический тип миниатюры, отдельные части которой делались пером чернилами разного цвета и часто дополнялись вдоль контуров тонкими мазками акварели. До наших дней сохранилось довольно много памятников, наиболее выдающийся — «Котонианская псалтирь» (около 1050).В 11-12 вв. начинает развиваться романский стиль (храмы в Норидже и Уинчестере). Появляются постройки с вытянутыми в длину нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями (Белая башня Тауэра; 1087-97).В 1093-1175 в Дареме был построен романский собор с первым в Англии нервюрным сводом (около 1130-33, его башня была завершена только в 15 в.). Однако наиболее интенсивно готический стиль начинает развиваться в 12 в., первоначально — под влиянием французской готики. Кентерберийский собор и собор Вестминстерского аббатства в Лондоне не только сохранили в планировке и деталях близкие к французским прототипам черты, но отразили и почти все фазы развития английской готики вплоть до 16 в. Английские готические соборы, в основном монастырские, представляют собой невысокий, вытянутый в длину объем с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Эта простота возмещается обилием декоративной резьбы на фасадах, усложненными узорами нервюрных сводов и конструктивными эффектами. По формам декора в английской готике различают три стиля: «раннеанглийскую готику», или «ланцетовидную», которая охватывает постройки конца 12 — начала 13 вв. (собор в Солсбери, 1220-66); «украшенный стиль», близкий к «пламенеющей» готики, — это период конца 13 — середины 14 вв. (собор в Эксетере, между 1275-1375); «перпендикулярный стиль», начинающийся со второй половины 14 в. и не имеющий аналогий в других странах (преобладание в членении окон вертикальных линий дало название этому стилю). В эпоху поздней готики нарастают светские и декоративные тенденции. Этот стиль отличается дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым переплетением нервюр на сводах и резных потолках. Наиболее выдающимися памятниками поздней готики являют капелла Королевского колледжа в Кембридже (1472-1530) и капелла Генриха VII, пристроенная к восточной части Вестминстерского собора. В гражданском зодчестве Англии в этот период преобладает строительство замков и монастырских служб. Города не играли еще значительной роли, не имели самоуправления, как правило, в них отсутствовали ратуша и рыночная площадь.
  КАЛЬМАРСКАЯ УНИЯ (1397-1523), объединение Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) под верховной властью датских королей. Окончательно оформлена в г. Кальмар. Распалась с выходом Швеции. Датско-норвежская уния существовала до 1814.

* * *

  КАЛЬМАРСКАЯ УНИЯ (Kalmarunionen), династическая уния, существовавшая между тремя королевствами Северной Европы — Данией, Швецией и Норвегией — с большими перерывами с 1397 по 1523. Выделяют три этапа: 1) с 1397 до 30-40-х 15 в. — этап безусловной датской гегемонии; 2) с 40-х до 70-х 15 в. — этап относительного равновесия сил в унии между Данией и Швецией; 3) с 70-х 15 в. до 1523 — фактический распад унии и борьба Швеции за ее формальное расторжение.
  Инициатором заключения унии выступила королевская власть наиболее развитой скандинавской страны — Дании, — прежде всего в лице дочери датского короля Вальдемара IV Аттердага Маргрете I, вступившей в 1363 в брак с Хоконом VI, королем Норвегии и Швеции. Их сын Олуф (Олав) III Хоконссон после смерти Вальдемара Аттердага был избран в 1376 королем Дании, а в 1380 — после смерти отца — унаследовал трон Норвегии (в Норвегии, в отличие от Дании и Швеции, монархия была наследственной). Так в силу общности короля Норвегия вступила в персональную унию с Данией. Маргрете правила как регентша при малолетнем сыне, а после его смерти в 1387 — как «госпожа и полновластная хозяйка» Дании и Норвегии, создав прецедент женского правления в Северной Европе. С 1389 она получает власть и в Швеции, после победы при Фальчепинге над королем Швеции Альбрехтом Мекленбургским.
  После смерти единственного сына Маргрете добилась признания его преемником внука своей сестры Эрика VII Померанского. В 1389 ему присягнула Норвегия, в 1396 — Дания и Швеция. По достижении Эриком совершеннолетия, 17 июня 1397 в Кальмаре состоялась его общая коронация коронами всех трех стран — формальная дата создания унии. Одновременно был составлен Кальмарский договор: королевства должны быть навеки едины и совместно избирать общего короля из сыновей умершего. В остальном соглашение декларировало взаимную поддержку и совместные акции трех королевств в международных и военных делах при сохранении внутренней независимости каждого королевства. Дошедший до нас текст договора — так называемое «Кальмарское письмо» — подписан только 17 делегатами из 77 собравшихся в Кальмаре; скорее всего, это предварительный документ, он так и не был ратифицирован риксродами (королевскими советами) держав.
  Кальмарская уния всегда возглавлялась датскими королями. Маргрете была фактической правительницей королевств до своей смерти в 1412. Она стремилась упрочить королевскую власть и уменьшить роль знати, в первую очередь в Дании, а затем и на всем европейском Севере. В Дании она назначала на должности немецких дворян, в Швеции — датчан и немцев, в Финляндии — шведов. На епископские кафедры в Швеции и Норвегии ставились датские священнослужители. Налоговый гнет в Швеции был сильнее, чем в Дании.
  Эрик VII в целом продолжал политику своей предшественницы, редко бывал в Швеции, вел непопулярные войны в Гольштейне. После восстания Энгельбректа Энгельбректссона (1434-36) Швеция на короткое время отошла от унии. Под давлением знати Эрик VII Померанский вынужден был отказаться также от датской и норвежской корон. В 1440-42 королем всех трех скандинавских стран становится его племянник, Кристофер III Баварский. Кальмарская уния была восстановлена. После его смерти шведы избрали королем местного дворянина из рода Бунде Карла Кнутссона. В 1449 Карл был коронован также в Норвегии.
  Однако Дания пригласила на трон Кристиана I Ольденбургского. В 1450 Кристиан I подчинил Норвегию, в 1471 попытался восстановить Кальмарскую унию в полном составе, покорив Швецию, но был разгромлен шведским наместником Стеном Стуре Старшим у Брункеберга и отказался от притязаний на роль короля унии.
  Кальмарская уния на короткое время (1490-1501) возродилась при следующем датском короле — Хансе. Затем в Швеции вновь утвердился род наместников Стуре. В 1513 королем Дании и Норвегии стал сын Ханса Кристиан II. В 1520 он завоевал Швецию и был коронован в Стокгольме (непосредственно за коронацией последовала Стокгольмская кровавая баня — резня сторонников Стуре). В 1521 в Швеции вспыхнуло восстание против «тирана» под руководством сына одного из казненных — Густава Вазы, избранного в 1523 шведским королем и положившего начало династии Ваза. В Дании знать изгнала Кристиана II, и королем стал его дядя, герцог Гольштейна Фредерик I, признавший Густава Вазу королем Швеции. Эти события знаменовали распад Кальмарской унии.

 
© www.txtb.ru