Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



ТЕМА 16. Китайско-конфуцианский мир (VII-XIII вв.)

  Династия Тан. Подъем экономики и культуры. Издание танского свода законов. Закрепление конфуцианско-легистской конкурсной системы. При создании управленческого аппарата. Ослабление центральной власти. Реформы Ян Яня. Крестьянские восстания. Упадок династии Тан.
  Династия Сунн. Укрепление частной собственность на землю. Морская торговля. Изобретение пороха и компаса. Книгопечатание. Реформы Ван Ань-ши. Внешняя политика. Новое развитие конфуцианской идеологии Чжу Си.
  Война монгольских завоевателей против Северного и Южного Китая. Образование монгольских династий юань. Война китайцев против захватчиков. Создание династии Мин.
  ТАН (Tang), династия в Древнем Китае (618 - 907).
  Возникла в ходе гражданской смуты, приведшей к падению в 616 династии Суй.
  Основана Ли Юанем, полководцем из Шаньси, в 618. Считается временем экономического, политического и культурного расцвета Китая. В эпоху Тан в стране сформировалась социально-политическая система, позволявшая в целом сохранять равновесие между интересами различных социальных групп. Успешная внешняя политика обеспечила спокойствие в стране, прирост территории и развитие внешнеторговых связей.
  После провозглашения себя императором Ли Юаню и его сыну Ли Шиминю (626 - 649) еще около десяти лет пришлось бороться за объединение страны. Таны утвердили свою власть не только военной силой. Они провели ряд мероприятий, направленных на облегчение положения основной массы населения — крестьян. Были снижены налоги и уменьшены отработки, введенные при Суй. В империи Тан государственная собственность на землю продолжала существовать до 8 века в тех же формах, что и в предыдущие периоды. Она по-прежнему характеризовалась наличием системы надельного землепользования. В дальнейшем она стала развиваться в других формах. В танский период создались еще большие возможности для покупки и продажи надельных крестьянских земель, чем прежде. Характерно, что в отличие от многих предшествовавших эпох налоги собираются в натуральной форме, что свидетельствует о недостаточном развитии товарно-денежных отношений.
  Для поощрения внутренней торговли были отменены заставы на дорогах. Была упорядочена денежная система. При Ли Шимине закончилось формирование бюрократического аппарата, основанного на иерархической лестнице чинов. Каждому чину соответствовал определенный размер надела земли, получаемого чиновником в пользование от государства. Государственный аппарат состоял из 3 палат, 6 ведомств и значительного числа управлений. Специальная палата инспекторов проверяла работу всех учреждений. Страна была разделена на десять больших областей, а те, в свою очередь, - на округа и уезды. Помимо гражданских властей, в провинции находились военные наместники, обладавшие известной самостоятельностью. Существовало 9 рангов и 30 классов чиновников. Для занятия любой должности нужно было выдержать государственный экзамен и затем уже согласно полученной степени претендовать на должность.
  Бюрократия стала одной из самых влиятельных сил в танском общества. Именно чиновники начинают играть важнейшую общественную роль при одновременном огромном росте влияния крупных землевладельцев.
  Центр государства из бассейна Хуанхэ постепенно переместился в бассейн Янцзы, где население быстро росло в связи с успехами рисоводства и грядочной системы земледелия. Рисоводство продвигалось и на север. Улучшались методы обработки и удобрения земли. При орошении земли использовались технические приспособления. Получили распространение новые культуры: сахарный тростник, дубовый шелкопряд. С 8 века выращивается чай.
  Ремесленники освоили производство бумаги, изобретенной еще в древности, но не получившей повсеместного распространения. Изготовлялись ценные сорта шелковых тканей, металлические изделия, с изобретением книгопечатания стало развиваться полиграфическое производство. Китайское судостроение достигло высокой степени развития. Был изобретен порох. Происходили изменения и в военной технике, вызванные улучшением технологии производства. Повысилось качество брони, не только для воинов, но и для коне. Бурно развивалась башенная архитектура.
  Росло население, развивалась внутренняя и внешняя торговля, расширению которой способствовало дальнейшее усовершенствование системы каналов, соединявших крупные реки друг с другом и с морем. Однако денежное обращение было еще слабо развито, причем наряду с государственными существовали и частные монетные дворы. На базе ростовщических контор создаются банки, используется система переводных чеков. Весьма важная в социальном смысле мера — кодификация права — также была осуществлена в эпоху Тан.
  Эпоха Тан стала временем высочайшего расцвета китайской культуры. Были созданы прекрасные произведения прикладного искусства, живописи, величайшие литературные памятники, до сих пор считающиеся в Китае классическими.
  В 7 веке Китайская империя достигла огромных размеров. Было нанесено поражение Восточному (630) и Западному (657) тюркским каганатам и присоединены территории современных Монголии и Синьцзяна (Китайский Туркестан). Многие государства к западу от Тянь-Шаня признали себя вассалами Китая. Были осуществлены завоевания в Индокитае и Корее. Столкновения с Японией окончились в пользу танских войск. Так, в 663, в правление императора Гао Цзуна (650 - 683), преемника, Ли Шиминя, китайский флот нанес серьезное поражение японскому. С середины 7 в. начали устанавливаться прочные политические и экономические связи между Китаем и Тибетом. С помощью тибетцев китайские войска совершили победоносный поход по Гангу. Во второй половине 7 в. границы империи Тан простирались от берегов Тихого океана до Тянь-Шаня, от верховьев р. Селенги до Индокитая. Караванный путь связывал Китай с государствами и народами Средней Азии и Ближнего Востока.
  Государственные земли, крестьянские наделы и источники снабжения водой все в больших размерах переходили в руки отдельных феодалов. Теряя свои пахотные поля, садово-огородные и усадебные наделы, крестьяне разорялись и были не в состоянии платить налоги. Доходы казны катастрофически уменьшались. Мощь крупных феодалов росла, они переставали выполнять обязанности вассалов и все чаще выступали против центральной власти. В 755 один из них, Ань Лушань, вытеснил из столицы Чанъань императора. Танам удалось подавить мятеж Ань Лушаня, но междоусобные войны не прекратились, и централизованное государство слабело. С середины 8 века Танская империя начала терять свое могущество. С запада ее теснили вторгшиеся в Среднюю Азию арабы, с северо-востока наступали кидане, на юго-западе усилились царства Наньчжао и Туфань.
  С переходом значительной части крестьянских наделов в собственность феодалов государство уже не могло собирать с крестьян налоги в прежнем объеме и испытывало серьезные финансовые трудности. В 780 императорским эдиктом был узаконен проект реформ, составленный выдающимся государственным деятелем Ян Янем. Была установлена новая система налогообложения, соответственно которой прежние земельный налог, промысловая подать и другие повинности заменялись единым налогом с имущества, взимаемым дважды в год. Налог исчислялся со всего имущества, движимого и недвижимого, включая землю. Им облагались землевладельцы (в т. ч. крестьяне), купцы и ремесленники. Реформы Ян Яня знаменовали собой окончательное крушение «уравнительной» надельной системы землепользования, фактически уже подорванной крупными землевладельцами из числа «могущественных домов». Вместе с тем эти преобразования узаконивали частную земельную собственность феодалов. Крестьяне получили возможность беспрепятственно продавать землю, чем не преминули воспользоваться в целях изыскания средств для выплаты долгов и недоимок по налогам. В результате значительная часть крестьянства попала в кабалу к крупным землевладельцам. Положение крестьян существенно ухудшилось, в стране стали разгораться крестьянские восстания.
  Принимая все больший размах, они вылились в крестьянскую войну, начавшуюся в 874 и в конечном счете решившую судьбу династии Тан. Крестьянскими отрядами руководили Ван Сяньчжи и Хуан Чао. Занимая один район страны за другим, повстанцы убивали феодалов, захватывая их дома и земли. После гибели Ван Сяньчжи повстанцы под руководством Хуан Чао, принявшего титул «великий полководец, помогающий небу», совершили грандиозный поход на юг. В 879 они заняли Кантон, затем, направившись на север, спустились по р. Сянцзян к р. Янцзы. В ноябре 880 Хуан Чао с востока подошел к Лояну и занял его. В декабре он вступил в имперскую столицу Чанъань. Императорский двор бежал. Повстанцы казнили членов императорской фамилии и высших сановников. Продовольствие из государственных складов раздавалось населению. Хуан Чао объявил себя императором. Два года столица оставалась в руках повстанцев. Тем временем сторонники династии Тан собрали внушительные военные силы, наняли конницу кочевых племен и этими объединенными войсками нанесли решительный удар по повстанцам. В 883 Хуан Чао был вынужден отступить от Чанъани на восток. В 884 остатки его отрядов были рассеяны, а сам он погиб в Шаньдуне. Восстания крестьян продолжались до 901. Феодалы, расправившись с крестьянскими инсургентами и узурпатором императорского престола, начали борьбу между собой. Танская династия, будучи неспособной удержать в своих руках власть в буквально разваливающейся империи, в 907 пала.
  В 10 веке в Китае возникли отдельные царства и самостоятельные феодальные владения. В страну вторглись кидане, создавшие на территории от Маньчжурии до Тянь-Шаня свое обширное государство Ляо. Сельское хозяйство и многочисленные города страдали от непрерывных усобиц. Вся страна нуждалась в защите от кочевников.
  МИН (Ming), династия в Китае в 1368 - 1644 гг.
  Основана в 1368 после изгнания монголов и свержения монгольской династии Юань бывшим буддийским монахом, выходцем из социальных низов Чжу Юаньчжаном. Это был жестокий правитель, но ему удалось вернуть страну к процветанию.
  Огромные земельные владения, принадлежавшие монгольской знати, были переданы в собственность государства. Значительная часть этих земель была передана во владение феодалам или в пользование чиновникам. Были созданы также поместья, принадлежавшие непосредственно императорской фамилии, получавшей с них доход. Часть государственного земельного фонда, в том числе запустевшие и неосвоенные земли, была передана в пользование крестьянам, платившим государству арендную плату. Был усилен контроль государства за городами.
  Минская империя вела напряженные войны с монголами и нападавшими на берега Шаньдуна японцами. В 1374 японскому флоту было нанесено серьезное поражение у острова Люцю. Корея и Тонкин признали себя вассалами Китая. Территория империи простиралась от Южной Маньчжурии до Тибета и Индокитая.
  В минский период растут города, набирает обороты денежное обращение, расцветает ремесленное производство, развиваются мануфактуры (как частные, так и государственные), появившиеся в Китае раньше, чем в Европе. Последние специализировались на производстве шелка, фарфора, оружия. В оружейном деле были достигнуты замечательные успехи. Уже в 15 веке минские корабли были вооружены пушками, хотя армия еще не была окончательно переведена на огнестрельное оружие. Художественное ремесло достигло редкого совершенства. Строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и имея монополии в целых отраслях, например, в разработке руд.
  Большого развития достигла торговля. В стране существовало 33 крупных торговых пункта, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Китайское мореплавание времен Минской династии по своему размаху напоминает эпоху Васко да Гамы и Колумба в Европе. В начале 15 в. к берегам Индокитая, Явы, Суматры, Цейлона, Индии и Африки совершено несколько морских экспедиций. Семь наиболее удачных из них под руководством выдающегося флотоводца Чжэн Хэ. Китай приобрел удобно расположенные торговые фактории и установил господство на морских путях значительной части Тихого и Индийского океанов. Но в 16 веке европейские торговые компании установили господство в Индийском океане, а их представители обосновались в важнейших портах, где ранее господствовала китайская торговля. Португальские суда в 1516 впервые зашли в китайский порт — Кантон. Поначалу европейцы получили разрешение жить и торговать на китайской земле. В портовых городах появляются не только торговые фактории, но и католические миссии. Европейцы познакомили китайцев с новыми сельскохозяйственными культурами американского происхождения - кукурузой, бататом, арахисом, табаком. Впоследствии, когда европейцы стали создавать конкуренцию китайским торговцам и между ними и местным населением стали возникать трения, въезд в страну для них был запрещен. Исключение было сделано только для католических миссионеров. Все порты, кроме Макао, были закрыты для европейцев. В 16 - начале 17 веке возникли торговые связи между Китаем и Россией, осваивавшей пространства Сибири и Дальнего Востока. Рассчитывая на расширение выгодной торговли, имперское правительство покровительствовало этим связям.
  В 16 веке Китай вел напряженные войны с монголами и японцами. Последние нападали на побережье Фуцзяни и устья р. Янцзы, а в 1592 - 1598 вторглись в Корею. После упорной борьбы японцам пришлось оставить Корею. В 1618 началось наступление на Минскую империю маньчжурских племен. В результате она потеряла свои владения в Южной Маньчжурии.
  Однако все внешние достижения Минской империи нейтрализовались тем, что положение основной массы населения — крестьян — не только не улучшалось, но и ухудшалось. Усилилась практика насильственного сгона крестьян с земли для введения новых культур или ради других выгод землевладельцев. К началу 17 века династия ослабла. При дворе хозяйничали временщики-евнухи. Придворная камарилья жадно расхищала государственные богатства. В стране возникла нетерпимая атмосфера. Социальная напряженность достигла предела.
  В 1628 в Шэньси начались массовые антиправительственные выступления. Основными их участниками были крестьяне. В 1631 разрозненные группы повстанцев, объединив свои силы, предприняли поход на восток. С этого времени восстание охватило весь Северный Китай. В 1636 правительство сняло с Маньчжурского фронта часть войск и направило их против восставших. Император издал эдикт, в котором пообещал амнистию всем сложившим оружие. Восстание пошло на убыль. Тогда начались жестокие репрессии. Но правящие круги, удовлетворенные успехом, не предприняли усилий для выправления внутреннего положения в стране. В результате в 1639 повстанцы снова начали собираться под знамена одного из своих прежних вождей — Ли Цзычэна. Собрав огромное войско, Ли Цзычэн в 1640-1643 захватил несколько крупнейших городов и овладел обширной территорией. Он реорганизовал свое войско, уничтожив самостоятельные отряды, и пытался создать единую армию с централизованным командованием и строгой дисциплиной. В провинции Сычуань, охваченной восстанием, во главе повстанцев стоял Чжан Сяньчжун, старый соратник Ли Цзычэна, вместе с ним участвовавший в восстании в провинции Шэньси, а затем затем вступивший со своим отрядом в Сычуань. Чжан Сяньчжун в Чэнду основал свое государство, провозгласив себя «царем Великого западного государства».
  В 1644 повстанцы совершили поход на столицу и 25 апреля вступили в Пекин. Последний император династии Мин повесился. Повстанцы казнили аристократов и высших военных и гражданских чиновников.
  Знатные землевладельцы, оказавшись в отчаянном положении, вновь решили использовать для борьбы с повстанцами войска, находившиеся на маньчжурском фронте под командованием У Саньгуя, который упросил своих врагов — маньчжурских князей — оказать ему помощь, при этом он признал себя их вассалом. Объединенные силы китайских феодалов и маньчжур нанесли поражение повстанцам и принудили их к отступлению. В Пекине с 1644 установилась власть маньчжурской династии Цин. Часть крестьян, получивших землю, оставила повстанческие войска, уйдя к себе в деревню и ослабив лагерь восстания. В 1645 у южной границы Хубэя погиб Ли Цзычэн. Восстание было подавлено, однако еще на протяжении 40 лет продолжалась борьба против захватчиков на территории Центрального и Южного Китая.
  КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

* * *

  КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы — учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) — 479 до н. э., там же], древнекитайский мыслитель.
  Жизнь
  Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов — «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).
  Учение
  Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу- гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.
  Культ Конфуция. Конфуцианство
  Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»).
  Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.
  Изречения.
  Учитель сказал:
  - В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.

***

  Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

***

  Не печалься о своем несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

***

  Учитель сказал:
  - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

***

  Учитель сказал:
  - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

***

  Учитель сказал:
  - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

***

  Учитель сказал:
  - Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

***

  Кто-то сказал:
  - Юн человечен, но лишен красноречивости.
  Учитель ответил:
  - Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?
  Учитель сказал:
  - Незыблемая середина - эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
  В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

***

  Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог.
  Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало.
  Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворенным. Спустившись с лестницы, спешил вперед, растопырив руки, словно крылья, и с благоговением. Если же личное поведение тех, [кто стоит наверху], неправильно, то хотя приказывают [народ] не повинуется.

***

  Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил:
  - Никто не пострадал? О лошадях не спросил.
  Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил:
  - Быть человечным - значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
  - А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил:
  - Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу.
  Янь Юань сказал:
  - Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.
  Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил:
  - Да будет государем государь, слуга - слугой, отцом - отец и сыном - сын.
  - Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? - ответил князь.

***

  Кто-то спросил:
  - Что если за зло платить добром. Учитель ответил:
  - А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

***

  Учитель сказал:
  - Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

***

  Учитель говорил:
  - Лишь та - ошибка, что не исправляется.

***

  Цзыгун спросил:
  Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?
  Учитель ответил:
  - Но таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другому.


 
© www.txtb.ru