Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 25. Внешнеполитическая деятельность России в новой геополитической ситуации

  Общие направления внешней политики РФ. Российскому государству с 1992 г. пришлось заново строить свою внешнюю политику. Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России - ближнее (бывшие республики СССР) и дальнее (остальные страны) зарубежье. За 1992 г. не удалось сформировать целостной внешнеполитической концепции. В области внешней политики руководство страны исходило из «Концепции внешней политики Российской Федерации», новая редакция которой была принята в 2000 г. Она предполагала усиление позиций России на международной арене, создание системы многополярного мира, отрицала претензии какого-либо государства на мировую гегемонию.
  В отношениях с бывшими советскими республиками российское руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению интеграционных связей в рамках СНГ в начале 1992 г. и постепенным осознанием специфических российских интересов и необходимости их защиты - к концу года. Перед Россией вставали вопросы формирования национальной армии и раздела имущества Советского Союза, сохранения или выхода из рублевого пространства, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, а также вводившими национальные валюты государствами СНГ и т. д.
  В «большой» внешней политике для России было важно утверждение в качестве великой державы, в том числе в качестве правопреемницы СССР в ООН (с уходом СССР как субъекта международного права); решение вопроса о ядерном оружии и сохранении только за Россией статуса ядерной державы (при том, что ядерное оружие базировалось на территории еще трех республик бывшего СССР); экономическая поддержка Западом российских реформ; налаживание прямых политических и экономических связей с крупнейшими государствами. На этом пути были как достижения, так и провалы.
  Отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 гг. отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего, налаживанию и укреплению российско-американских отношений. Были заключены соглашение о сотрудничестве с НАТО, ряд соглашений в области разоружения и др. В январе 1993 г. в Москве подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерных арсеналов России и США предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991 г.). Трудность положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояла в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передавать России стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории. А Россия не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.
  Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
  С развалом СССР распалась и система биполярного мира с двумя сверхдержавами (США и СССР). Внешняя политика новой России в значительной мере вошла в фарватер внешней политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в сербский край Косово для урегулирования сербско-албанского конфликта. Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к утверждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996 г.). Руководство НАТО с 1994 г. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран - бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского договора (ОВД) - Польши, Чехии, Венгрии и республик бывшего СССР - Литвы, Латвии, Эстонии.
  Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России обеспокоила политическую элиту страны. Она посчитала неубедительными заявления руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается им в качестве противника. Возникшую напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту, американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран - бывших членов ОВД, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем. Однако это будущее оказалось не за горами.
  В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в связи с начавшейся 24 марта военной операцией этого военно-политического блока против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е. М. Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса (НАТО) во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН как серьезный удар по системе международной безопасности.
  К концу 1990-х гг. США и страны Европейского Союза (ЕС) не признали Россию страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60 % ее национального дохода создавалось в частном секторе. Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США. Весной 2004 г. Россия довольно жестко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран Балтии - Эстонии, Латвии и Литвы. Воздушное пространство этих государств начали патрулировать истребители НАТО, оказавшись от Санкт-Петербурга на удалении пяти минут подлетного времени. Руководители Североатлантического альянса успокаивали Россию тем, что сама она является его активным партнером, создав в 2002 г. Совместный постоянный Совет (СПС) Россия-НАТО. Тем не менее, очередное расширение НАТО сильно затронуло политические, военные, а также экономические интересы России, нанесло удар по ее престижу.
  Антитеррористическая направленность внешней политики РФ. После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. одним из основных направлений внешней политики России, являющейся объектом постоянных террористических актов из-за чеченской войны, стало активное участие в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информацией и разработке прогнозов борьбы с терроризмом. Подобные группы были созданы совместно и с другими странами. В 2002 г. Россия поддержала американскую акцию по военному подавлению обвиненного в поддержке международного терроризма режима талибов в Афганистане.
  Серьезным препятствием для эффективного сотрудничества была не преодоленная западными странами политика «двойных стандартов», по которой террористы внутри России рассматривались не как звено единой цепи международного терроризма, а как борцы за национальное освобождение. Кроме того, в 2003 г. Россия (совместно с Германией и Францией) возражала против силового свержения правящего режима в Ираке, обвиненного США в производстве оружия массового поражения (как оказалось впоследствии, такого оружия на территории Ирака обнаружено не было). Российское руководство настаивало на усилении роли ООН в решении иракской проблемы. Американская оккупация Ирака нанесла России существенный экономический ущерб.
  Угроза международного терроризма носит интернациональный характер. Выпестованный неразрешенными в минувшем веке проблемами международный терроризм наиболее трагическим образом заявил о себе в начале XXI в. варварским разрушением двух небоскребов делового центра Манхэттена (район Нью-Йорка) и атакой на здание Пентагона (военного министерства США в Вашингтоне) 11 сентября 2001 г. В Манхэттене погибли и пропали без вести более 2,7 тыс. человек - граждан 63 государств, в том числе 32 россиянина; в Пентагоне было 189 жертв. 11 марта 2004 г. взрывы унесли жизни около 200 человек в Мадриде (Испания), 1 сентября 2004 г. был осуществлен безжалостный захват детей и учителей в школе г. Беслан в Северной Осетии (Россия). За последние годы в Чечне действовали террористы из 50 государств всего мира.
  Очередным трагическим напоминанием о нерешенности проблемы международного терроризма стал теракт в Лондоне утром 7 июля 2005 г. В результате четырех взрывов (три в метро и один в двухэтажном пассажирском автобусе) погибли 52 человека, свыше 20 пропали без вести, более 700 были ранены. Этот самый крупный за всю истории Англии теракт совершили исламские экстремисты. Всего в мире насчитывается около 500 террористических организаций.
  Борьба с международным терроризмом безотлагательно требует совместных усилий многих стран. Соответствующий протокол был подписан руководителями ведущих государств мира на саммите (встрече в верхах) Большой восьмерки, проходившем с участием России в начале июля 2005 г. в Шотландии (Великобритания) и совпавшем по времени с терактом в Лондоне.
  26 февраля 2006 г. Государственная дума РФ приняла Закон «О противодействии терроризму», по которому, в частности, разрешается сбивать захваченные террористами пассажирские самолеты. В этом законе впервые дается четкое определение терроризма.
  Повышение мер безопасности необходимо, но не может разрешить эту проблему, нужно искоренить причины терроризма.
  Отношения с другими странами дальнего зарубежья. Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН (в том числе в Совете Безопасности ООН) и ОБСЕ, Россия продолжила линию, которую проводило союзное руководство в последние годы своего существования. Однако изменение геополитической ситуации, связанной с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене, что обусловливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего снижением экономического потенциала и резким ослаблением ее военной мощи, а также ошибками и просчетами российской дипломатии, особенно характерными для ее деятельности в первой половине 1990-х гг.
  Внешнеполитической «сверхзадачей» России во второй половине 1990-х гг. стало предотвращение дальнейшего умаления своей геополитической роли, падения российского влияния в регионах Европы и Азии, где она традиционно присутствовала в интересах собственной безопасности. Этому способствовали Основополагающий акт с НАТО и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994 г.) и вхождение России в ЕС и Совет Европы. Традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семерки» (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), присоединение к которой России превратило ее в «большую восьмерку» (1997 г.). Россия стала членом Международного валютного фонда, вошла в «Парижский клуб» кредиторов - международную организацию, обслуживающую государственные долги (1997 г.). Страна добилась важной в условиях кризиса отсрочки платежей по долгам.
  Был заключен ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долгосрочным интересам России. Среди них - договоры о выводе российских войск из всех восточноевропейских государств, включая Германию (с территории бывшей ГДР).
  Заключены соглашения с Китаем, налажены политические и экономические связи с Южной Кореей. В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии) по совместному решению общих социально­экономических и политических вопросов. На тот период в состав АСЕАН входило 7 стран - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире - в Азиатско- Тихоокеанском регионе.
  Вместе с тем не состоялся намеченный визит президента России в Японию в связи со сложностью решения проблемы Курильских островов, что привело к срыву наметившегося сближения двух государств. В новой геополитической реальности Россия теряла контроль над традиционными зонами своего влияния. В Средней Азии усиливалось действие «мусульманского фактора», аналогичные процессы шли в Закавказье и на Кавказе. Прибалтика все больше ориентировалась на Запад. Страны бывшего «советского блока» в Восточной Европе фактически разорвали экономические связи с государствами бывшего СССР, с каждым из прежних членов социалистического содружества приходилось строить экономические отношения заново.
  Отношения со странами СНГ. Содружество Независимых Государств (СНГ) в течение всего 1992 г. являлось «содружеством» на бумаге. Это образование стало формой, обеспечивавшей становление независимости бывших советских республик. Извлечь максимальную пользу из него попыталась каждая из республик, включая те, которые стремились к максимальному обособлению от Содружества. Большинство республик были заинтересованы в сохранении «рублевого пространства», в открытых границах и т. д. Неурегулированность отношений вела к выкачиванию сырья и товаров из России по самым низким ценам.
  Распад СССР сопровождался ожесточенными конфликтами во многих регионах бывшей державы. Еще ожесточенней стала война между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, подпитанная вооружением бывшей Советской Армии. Разгоралась война в Приднестровье.

 
© www.txtb.ru