Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.6.3. Творчество. Два условия рождения идей

  Перечисленные выше приёмы и способы процесса воображения применимы, прежде всего, в художественном творчестве.
  Но для того, чтобы предприятие и страна были богатыми и независимыми, необходимо творчество техническое и технологическое. Только новые, революционные идеи выводят предприятия и страны в мировые лидеры.
  Первое условие рождения новой идеи - возникновение доминанты, второе - накопление «критического» количества релевантной информации.
  Доминанта - понятие и психологическое и физиологическое. Именно функционирующая доминанта обеспечивает нахождение решения проблемы, приходящего на отдыхе, при прогулках - по лесистым горам как у Г. Гельмгольца, утром при пробуждении (у Гельмгольца, Гаусса и др.), во сне - как у Д. Менделеева, при засыпании. Факт частого рождения идей на входе в «царство Морфея» и выхода из него подмечен давно. Общим для всех этих случаев является отсутствие сильных посторонних раздражителей, требующих отвлечения и/или переключения внимания.
  Образование доминанты - условие необходимое, но недостаточное. Ещё нужно определённое количество информации определённого (релевантного) содержания. И лишь в этом случае человек выходит на магистральный путь революционизирующих идей, которым является 2-й закон диалектики: переход количества в качество. Как показал более чем двадцатилетний опыт научноисследовательской работы автора, возникновение новой идеи происходит путём скачкообразного перехода количества накопленной информации в своё новое качество — идею. В момент такого перехода-скачка действительно происходит озарение, мгновенная вспышка, и высвечивается новая идея, принципиально новое решение проблемы. Интересно то, что в это мгновение все психические процессы - слух, зрение и т. п. как бы отключаются - происходит своеобразное короткое замыкание. Но ненадолго.
  И как при ядерном взрыве существует критическая масса горючего, при которой становится возможной цепная реакция (например, для урана-235 она составляет 0,8 кг), так и при информационном взрыве-скачке необходимо критическое количество (объём) информации. Накопление и сохранение информации обеспечивает долговременная память, ёмкость которой психологи и физиологи считают практически неограниченной. При работе над проблемой задействуются все психические виды памяти - эмоциональная, образная, двигательная, словесно-логическая. «Последней каплей» информации, доводящей её количество до критического, может послужить любой факт из окружающей действительности или же хранящийся в памяти. История открытий и изобретений изобилует такими примерами: ньютоновское яблоко, вода из ванны Архимеда, сцепившиеся хвостами обезьяны, послужившие прототипом циклической формулы бензола и т. п. Часто идея может возникнуть по механизму ассоциации: формула бензола возникла у Кекуле в момент, когда он увидел сцепившихся хвостами обезьян; как пришла Ньютону идея закона всемирного тяготения известно всем. П. Н. Яблочков, изобретатель первой электрической лампочки, долго думал, как добиться того, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикали, при их сгорании не увеличивалось, и ток по этой причине не прерывался бы, и лампочка не гасла. Сделали механизм, который сближал постепенно угли, но он оказался дорогим и сложным. Решение пришло в кафе, где П. И.Яблочков, как обычно, записывал что-то на салфетке и случайно положил 2 карандаша рядом. Тут его осенило: расположить угли параллельно!
  Ассоциации могут возникать и между явлениями, отдалёнными друг от друга значительными и даже огромными пространственными и временными промежутками. Необычайно развитая способность к ассоциациям считается отличительной особенностью гениев.
  В момент поступления в мозг недостающей последней порции информации, в считанные мгновения вся накопленная и имеющая отношение к решаемой проблеме информация актуализируется, систематизируется, перегруппировывается, перестраивается в нужном порядке, реконструируется, рекомбинируется и, как в калейдоскопе получается новая картинка, так и в сознании возникает новое знание, идея, которая затем или используется или «капитализируется» и служит материалом для последующих информационных скачков. Чем больше количество накопленной информации, тем более качественным получается решение. Продолжительность накопления информации может быть любой, вплоть до десятков лет. И прав был Платон, который справедливо утверждал, что озарение предполагает длительную подготовку ума. И прав был И. Е. Репин, который говорил, что вдохновение - это награда за каторжный труд.
  Появившаяся в результате «революционного» скачкообразного изменения в системе знаний идея может затем эволюционировать. Например, Т. Эдисон изобрёл фонограф - прибор для записи звука на восковой валик. Затем ему же было выдано более сотни патентов за улучшение этого фонографа.

 
© www.txtb.ru