Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 4.3. Внимание

  Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, явлении; свойство психики. Это не только «калитка» психики, но и сторож. Лишь благодаря вниманию наша жизнь удерживается в определенном направлении.
  Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже повышают концентрацию внимания.
  Однако и дефицит раздражителей, информации - фактор не благоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма, нормальный, физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, он к тому же теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушение восприятие цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась контрастность восприятия.
  Всё это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определённый приток сигналов из внешней среды. В тоже время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам. Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связанны с основной характеристикой внимания - его фиксированным объёмом. Важной особенностью объёма внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке. Но всё-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.


 
© www.txtb.ru