Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.3.1. Сознание и его функции

  Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Есть много определений сознания.
  Сознание - высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.
  Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении.
  Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
  Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.
  Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание - совокупность знаний об окружающем нас мире. Таким образом, в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
  Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчётливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не- я». Человек - единственный среди живых существ - способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
  Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.
  Четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
  Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Благодаря языку и речи содержание сознания одного человека становится доступным другим людям.
  В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.
  Понятие сознания употребляется в психологии в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного конкретного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учётом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.
  Функции сознания, расширенный список: 1) отражение действительности, 2) оценка; 3) регуляция поведения, 4) рефлексия (самоанализ), 5) творчество; 6) планирование, 7) предвидение последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста - к 20-22 годам.
  Психика - понятие более широкое, чем сознание.


 
© www.txtb.ru