Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2.5. Психика, поведение и деятельность

  Формы проявления психики человека: психические процессы, состояния, свойства личности. Основные психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
  Психические состояния - интерес, творческий подъём, апатия, угнетённость, настроение, вдохновение и т. д. - обеспечивают устойчивый уровень психической деятельности, проявляющейся в активности личности. Они имеют рефлекторную природу и возникают под влиянием внешних и внутренних факторов.
  Психические свойства - темперамент, характер, способности, направленность (на себя, на других, на дело и т. п.) являются высшими регуляторами психической и поведенческой деятельности.
  Важнейшая функция психики - регуляция и управление поведением и деятельностью живого существа.
  В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи. А. Н. Леонтьев (он разработал теорию деятельности), С. Л. Рубинштейн (тоже разработал теорию деятельности). П. Я. Гальперин разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов, раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий, образов. Л. С. Выготский разработал культурноисторическую теорию обусловленности психических функций.
  Д. Н. Узнадзе разработал теорию установки. Он изучал влияние установки (установка - это неосознаваемая приобретённая шаблонная форма реагирования, сложившееся стереотипное мнение) на поведение и деятельность. Он разделил поведение на два типа: экстерогенное и интерогенное. К экстеро- генным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным - эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество.
  Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.
  Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются её объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении.
  Есть много определений понятия поведение. Например: поведение - 1) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром, 2) взаимодействие со средой, 3) образ жизни и действий. Самое простое, краткое и понятное дал американский консультант Питер Хани: поведение - всё, что мы говорим и делаем. Поведение является внешним проявлением психической деятельности человека. Оно включает в себя движения, жесты, позы, мимику, взгляды, действия, поступки. Может быть невербальным (без слов) и вербальным (словесным). Но иногда и бездействие - это тоже поведение.
  Действие - однократный акт поведения; то, что человек делает или сделал, или сделает. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
  Поступок - 1) действие, которое имеет нравственный и социальный смысл, т. е. значение для других людей; 2) сознательно совершённое человеком и управляемое волей действие, исходящее из определённых убеждений.
  Деятельность - система действий, связанных в единое целое побуждающим её мотивом. Более развёрнутое определение: деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счёт этого удовлетворяет свои потребности. Также деятельность - вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
  Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует её ход.
  Деятельность инициируется потребностью, которая переживается как дискомфорт, напряжение, неудовлетворённость, нужда в чём-то. Ощутив потребность, человек проявляет поисковую активность (прежде всего - мысленную, пытаясь понять, что ему требуется). В результате мысленного перебора вариантов он осознаёт, что именно ему требуется - т. е. каков предмет потребности. Потребность опредметилась, говорят психологи, т. е. нашла свой предмет. После этого появляется мотив поведения - т. е. психологическая причина поведения. (Нужно попутно отметить, что понятие мотив имеет множество определений и разное понимание. Это и 1) побуждение к деятельности, 2) предмет потребности, ради которого осуществляется деятельность, 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, 4) опред- меченная потребность, 5) то, ради чего совершается действие, деятельность. Как видим, разброс мнений большой).
  В теории деятельности считается, что мотив придаёт смысл деятельности. И что путь анализа деятельности такой: потребность - мотив - цель - действие. Однако, на наш взгляд, правильнее была бы такая последовательность: потребность - цель - мотив - действие. Потому что мотив (психологическая причина поведения) может появиться лишь после того, как человек поставил цель. Только после этого он начинает действовать.
  В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. В теории деятельности один из механизмов образования нового мотива называется «сдвиг мотива на цель». Например, студент стал читать учебник, чтобы сдать экзамен. Цель - сдать экзамен. Мотив чтения (учебной деятельности) - получение необходимых знаний. Затем увлёкся чтением и забыл про экзамен, (цель забыта). Новым мотивом чтения уже является удовлетворение познавательной потребности-интереса. Потом возникло желание поделиться узнанным с другом - ещё один новый мотив поведения. Потом - заняться исследовательской работой или найти другие книги по этому вопросу.
  Среди компонентов деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные средства, с помощью деятельность реализуется.
  Деятельностный подход в психологии начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С. Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А. Н. Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Харьковская психологическая школа была ориентирована на развитие идей Л. С. Выготского и формулирование основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.
  В теории деятельности А. Н. Леонтьева считается, что поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих её моментов деятельности, то сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.
  А в теории деятельности С. Л. Рубинштейна при решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической.
  Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. её результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, игровая, коммуникативная, профессиональная, управленческая, маркетинговая, экономическая, производственная, коммерческая и т. п.). К деятельности относятся и общение, игра, учёба, труд.
  Деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции. Действие - часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операция - относительно законченный акт действия, его структурная единица (понятие операции как структурной единицы деятельности, его исходной единицы введено А. Н. Леонтьевым). Также операция - система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение цели.
  Последовательность и состав деятельности: операция - действие - деятельность.
  Например: деятельность - сверление отверстия в детали на станке. Действие: установка детали в приспособление. Операции: взять деталь из контейнера с заготовками, поставить её в приспособление, зажать деталь в приспособлении поворотом рукоятки, включить станок. Ну а потом в обратном порядке: выключить станок, разжать деталь, вынуть её из приспособления, положить в контейнер с готовыми деталями.
  Как видим, деятельность имеет цель - просверлить отверстие. Для этого нужно выполнить действие-задачу: установить деталь в приспособление. Для выполнения задачи нужно проделать несколько операций, которые можно считать подзадачами.

Контрольные вопросы, задания и тесты

  Головной мозг и нервная система.
  Локализация психических функций.
  Локализационизм и антилокализационизм.
  Высшая нервная деятельность - физиологическая основа психики.
  Анализатор и его структура.
  Структура нервной системы.
  Основные психические процессы.
  Задание: выделить в учебной деятельности мотивы, действия, операции.

 
© www.txtb.ru