Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 3.1. Психика и организм

  Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.
  1. Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психические явления - это психические познавательные процессы, состояния и свойства.
  2. Психика - совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.
  3. Психика - субъективное отражение объективного мира.
  4. Психика - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
  5. Психика - свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.
  В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. - отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение - изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности. То есть отражение - это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному - холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку - жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается. То, что получается в итоге в мозгу - субъективный образ, искажённый, и поэтому точным не является, а значит, и называться отражением не может. Например, литература - отражение жизни? Наш мозг - не беспристрастное зеркало, а «кривое», как ни обидно это звучит (конечно, не всегда).
  Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить - значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности - в литературе, искусстве, науке?
  Так что отражение в психологии - далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, зачастую, искажено.
  Не случайно Еникеев М. И. пишет: «Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intencio - стремление) - пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».
  В словаре Головина также делается оговорка: отражение - свойство материи, состоящее в способности воспроизводить... «с различной степенью адекватности».
  Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации (если говорить коротко, то различительная, оценочная, адаптационная).
  У всех ли организмов есть психика? Организм - живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой природы. Всё живое имеет способность к росту. Но психика есть только у животных и человека. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.
  Немов Р. С. пишет, что есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи.
  В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное (материя и сознание). И психика (как явление идеальное) существует независимо от материального тела.
  Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам - одноклеточным - свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность, на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению.
  В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
  Раздражимость - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей.
  Чувствительность - способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией - звук, запах и др.
  Чувствительность возникает на базе раздражимости и представляет собой проявление психики и показатель её возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев).
  Первые признаки жизни на Земле, согласно теории эволюции, появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закреплённых свойств по наследству.
  Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это - нервная система. По мере её усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения (деятельности) и появление уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, сознания, рефлексии.
  Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.
  Учёные, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт её развития. Она, как и материя, существует вечно. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение, языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
  Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.

 
© www.txtb.ru