Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3.3. Российская психология в советский период

  Развитие психологии в советский период носило драматический характер из-за того, что психологи не могли согласиться со взглядами классиков марксизма-ленинизма на человека, лежавшими в основе марксистско-ленинской идеологии.
  В основе идеологии лежат, прежде всего, взгляды на происхождение человека, его сущность (его природу), о назначении человека, о его месте в мире.
  Система взглядов марксизма-ленинизма на человека и законы жизни (его модель человека):
  1) человек - это совокупность общественных отношений (т. е. человек - это производное от общества и общественных отношений, всё в нем определяется обществом);
  2) сущность человека - общественная, и она заключается в саморазвитии в интересах общества;
  3) потребности человека порождены обществом;
  4) важнейшая потребность человека - действовать для всеобщего блага;
  5) исторические и экономические условия определяют свойства человека, его чувства, мысли, его действия;
  6) человек - существо сознательное (Энгельс);
  7) законы жизни человека наследственно не запрограммированы.
  Западную науку считали выразителем интересов буржуазии, а ученых, опирающихся на опыт западной науки, обвиняли в сознательном вредительстве. Психология вместо изучения человека и его проблем занималась мифотворчеством, фальсификацией образа «советского человека».
  Первая волна репрессий ударила по психологии в 20-30-е гг. ХХ в. и сопровождалась физическим уничтожением многих учёных, которые не разделяли взгляды марксизма-ленинизма. В середине 30-х годов была объявлена лженаукой педология (наука о ребенке), а также психотехника.
  В конце 40-х начале 50-х годов ХХ в. прокатилась вторая волна репрессий. Психологию попытались заменить физиологией высшей нервной деятельности.
  Не изучались до конца 70-х годов ХХ в. межличностные отношения; личность, её потребности и мотивы, качества и их источники; социальная, экономическая и управленческая психологии. Изучение личности заменяли исследованиями, которые были идеологически не опасными, нейтральными. Например, исследовали темпераменты, способности, познавательные процессы.
  Душа человека «осталась на обочине науки» вместе с её чувствами, сомнениями, переживаниями, мотивами.
  Педологию разгромили за то, что она осмелилась говорить о существовании наследственности, о её влиянии на развитие ребенка, т. е. о биологическом факторе в человеке.
  Марксизм решал вопрос о биологическом и социальном однозначно: «В человеке всё социально».
  Коммунистические идеологи отрицали биологический фактор в человеке и его влияние на поведение. По их замыслу новая особь «советский человек» должен был быть «чистой доской», на которой можно писать нужную программу поведения.
  За признание того же биологического фактора в человеке (генетического) объявили лженаукой и разгромили генетику. Разгромили также психосоматику (изучившую влияние отрицательных эмоций не здоровье человека). А ранее разгромили философию.
  Изучение того, каким является ребенок и вообще человек, заменяли декларацией о том, каким он должен быть. Потом эта декларация заменялась утверждением, что человек таков и есть, т. е. подменялось сущее должным. Подобная подмена действительного желаемым немецким психологом Фрицем Хайдером была названа «умозрительным переструктурированием» (1944 г.). Другой немецкий психолог К. Левин, выявивший три классических типа руководства, он назвал такую подмену «когнитивным переструктурированием».
  Партократическое руководство СССР не было заинтересовано в получении объективной картины личности советского человека, потому что она могла разрешить идиллический образ, с помощью которого на протяжении многих лет желаемое выдавалось за действительное.
  А самое главное - признание врождённости личного интереса, лени, зависти, жадности, стремления к эксплуатации, присвоению, иждивенчеству и т. п. сделало бы невозможным построение коммунистического общества и коммунистического труда (труда без нормативов, от зари до зари на благо общества, труда без оплаты). Следовательно, марксизм-ленинизм был бы признан несостоятельным учением, утопией. Но сама жизнь привела к необходимости перестройки экономики, переходу на рыночную систему хозяйствования, где во главе угла стоит личный интерес, интерес собственника. Но для защиты наёмного работника от нещадной эксплуатации, для развития и защиты конкуренции, способствующей повышению качества продукции и снижению цен, нужны соответствующие законы. Разработка таких законов и есть важнейшая функция государственной власти. Однако психологической базы для законодателей, как и для идеологии, пока нет, потому что нет единой, адекватной теории личности и её поведения. Это говорит в пользу необходимости скорейшего развития психологической науки, в особенности - отечественной.

Контрольные вопросы, задания и тесты

  Кто является основоположником отечественной научной психологии?
  Каковы основные принципы, сформулированные отечественными психологами?
  Причины репрессий в советской психологии?
  Каковы представления К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина о сущности человека, детерминантах его качеств, мотивах, причинах проблем?

 
© www.txtb.ru