Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3.1. Зарождение и развитие отечественной психологии

  Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной системой и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. В работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность - рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено - это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено - внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Психика - центральное звено рефлекса.
  Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурноисторических факторов в становлении и развитии психики человека.
  Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).
  Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927).
  Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова (1849-1936) об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга. Учение раскрыло физиологический механизм психической деятельности.
  Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условнорефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
  С. Л. Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психологической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики). В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30-е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления как деятельности и процесса.
  Большой практический и теоретический вклад внесен психологами в период Великой Отечественной войны. Это, прежде всего, совместная с медиками работа по восстановлению психического здоровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г. Ананьев), обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б. М. Теплова «К вопросу о практическом мышлении», в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека.
  Особенностью развития психологии в последние десятилетия является её превращение в многоотраслевую науку.

 
© www.txtb.ru