Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2.8. Гуманистическая психология

  Словообразование. Происходит от лат. humanus - человечный и греч. рsусhе - душа + lоgоs - учение. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х гг. в США. В 1962 г. под председательством А. Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность. Гуманистическая психология ориентирована не на адаптацию, не на достижение равновесия с её окружением и прошлым, а, наоборот, на выход из этих границ.
  Методологические позиции гуманистической психологии: 1. Принцип целостности: личность является целостным образованием. Психику человека нельзя делить, как делал это Фрейд. Также он самодостаточен (сам может справиться со своими проблемами). Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. Самоактуализация - это полная реализация человеком своих способностей. 2. Принцип позитивности: природа человека добра и конструктивна. Изучать надо здоровых и творческих людей. 3. Принцип развития: человек от природы наделён стремлением к личностному росту, развитию и самореализации. Самое главное для человека - актуализация своего жизненного потенциала, но для этого человек должен быть активен. 4. Принцип активности: человек не жертва обстоятельств и переживаний детства. Он от природы самодетерминирован, т. е. сам творит свою судьбу, свободен в выборе жизненных путей и сам несёт ответственность за этот выбор. А если ему мешают реализоваться, то у него возникают неврозы.

Контрольные вопросы, задания и тесты

  1. Почему прекратила существование структурная школа?
  2. Достоинства и недостатки функционализма.
  3. Достоинства и недостатки бихевиоризма.
  4. Психоанализ (фрейдизм) и его значение для психологии.
  5. Виды неврозов?
  6. Каковы основные разработки З. Фрейда?
  7. Структура личности З. Фрейда и принципы поведения.
  8. Опишите виды психологической защиты: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, регрессия, сублимация, отрицание, реактивное образование, идентификация (с агрессором и авторитетом), обращение ролей, девальвация, комплекс Ионы, перцептивная защита, компенсация, гиперкомпенсация.
  9. Неофрейдизм и его вклад в науку: Адлер, Юнг и др.
  10. Индивидуальная психология А. Адлера.
  11. Аналитическая психология К. Г. Юнга.
  12. Гештальтпсихология.
  13. Гуманистическая психология как «третья сила».

 
© www.txtb.ru