Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6. Понятийная универсальная схема описания конфликта

  Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, который связан либо с технологическими и организационными проблемами, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, т. е. конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин. Как видно, структура конфликта представлена противоречием, его негативно окрашенным отражением человеком или группой, возникающим при попытке разрешать это противоречие.
  Психологи приходят к выводу, что, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.

Вопросы для повторения к разделу 3

  1. Охарактеризуйте особенности социальных конфликтов в современном российском обществе.
  2. Обозначьте сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.
  3. Каковы основные цели и задачи конфликтологии?
  4. Охарактеризуйте методологические принципы исследования конфликтов: (принцип развития, всеобщей связи, принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики).
  5. В чем сущность системного подхода к изучению конфликтов?
  6. Опишите понятийную универсальная схему описания конфликтов и дайте характеристику каждому элементу.
  7. Назовите этапы анализа конфликтов.
  8. Из каких структурных элементов состоит программа конфликтологического исследования?


 
© www.txtb.ru