Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5. О системном подходе к изучению конфликтов

  Конфликты любого уровня и вида в обществе - комплексное явление. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные.
  Л. Н. Цой указывает, что конфликтология как развивающаяся научная, учебная и практическая дисциплина в России может быть представлена несколькими уровнями знаний: 1) методологическим, 2) теоретическим, 3) технологическим, 4) практическим.
  Методологический уровень - это исходные основания, позволяющие исследовать конфликты как естественные процессы, систему принципов и взглядов, доминирующих в разных общественно-исторических условиях. Эти методы организации теоретической, технологической и практической деятельности основаны на выявлении соответствия разных теоретических конструкций, технологий с задачами практики. Этот уровень требует также включения в процесс исследования конфликтов и процесс рефлексивного анализа собственно мыслительных средств самого исследователя.
  Теоретический уровень - это непосредственно научные теории и знания закономерностей развития и специфический свойств конфликтов, полученные научными методами в какой-либо науке.
  Технологический уровень - представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым часто неосознанно действует субъект (группа) в конфликте: биопрограммы, психопрограммы, социопрограммы. Это также и технологии борьбы, конкуренции, конфронтации, соперничества, переговоров, манипулирования, технология профилактики, управления и разрешения конфликтов.
  Практический уровень - представлен реальными конкретными конфликтами и конфликтными ситуациями. В большей степени он связан с функцией управления, направленной на минимизацию разрушительных и деструктивных последствий конфликта, с планируемыми изменениями и принятием решений в управлении организацией, структурой, системой в целом на макро- и микроуровнях. Задача этого уровня состоит в том, чтобы естественный процесс конфликта направить в некоторое «русло», ограничивая его процесс нормативными законами и социальными нормами.

 
© www.txtb.ru