Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.5. Мышление

  Мышление — психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта.
  Мышление — опосредованное отражение действительности не всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.
  В психологии различают следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию и систематизацию. Суть операции анализа состоит в разложении целого на составные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно расчленить на элементы. Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Так, многочисленные данные аэрофотосъемок постепенно объединяются и дают общую картину изучаемых объектов, больших территорий. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обобщенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от истины, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация — это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам как существенным, так и несущественным.
  Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения (рис. 18).

Рис. 18. Классификация основных форм мышления

Рис. 18. Классификация основных форм мышления

  Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя.
  Понятия делятся на общие и единичные, абстрактные и конкретные, теоретические и эмпирические. Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Единичное понятие — это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Конкретное понятие — понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Абстрактное понятие — понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Теоретическое понятие — это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
  Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. То есть суждение представляет собой форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения образуются двумя способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредованно — путем умозаключений или рассуждений. Они могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
  В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает связь между объективными явлениями, в действительности не существующую. Таким образом, истинное суждение — это объективно верное суждение, а ложное суждение — суждение, не соответствующее реальности.
  Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»). В частных суждениях утверждение или отрицание относятся уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях — только к одному (например, «Этот студент плохо учится»).
  Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Дедуктивное умозаключение — это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивное умозаключение — умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключение про аналогии — это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
  Выделяют различные виды мышления (рис. 19).

Рис. 19. Классификация видов мышления

Рис. 19. Классификация видов мышления

  Наглядно-действенное мышление — элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы (протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше). Абстрактно-логическое мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
  Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д.И. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление более сложным, чем теоретическое.
  Проводится различие между интуитивным и дискурсивным (аналитическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень проникания (осознанность и неосознанность). Дискурсивное мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности. Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
  Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта». Репродуктивное, или шаблонное, мышление — это воспроизводящее мышление. Продуктивное, или творческое, мышление — это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
  Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или интеллектуальными качествами человека:
  • глубокий ум за внешней стороной явлений позволяет увидеть связи, отношения и, стало быть, проникнуть в сущность;
  • гибкость ума проявляется прежде всего в умении творчески использовать свои знания, положения тех или иных инструкций и даже распоряжений;
  • широкий ум может заметить и постоянно держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явлениями;
  • быстрота мысли - это способность человека в короткий срок принимать правильные и обоснованные решения. Подлинная быстрота мысли обязательно предполагает и глубину, и гибкость, и широту ума, способность подробно анализировать и умело обобщать множество данных;
  • целеустремленность мышления означает способность концентрировать мысль на определенной цели, не отвлекаясь и не прекращая поиска решения. Она выше у человека волевого, убежденного, имеющего развитое чувство долга, ответственности за порученное дело;
  • самостоятельность мышления - это способность принимать решение и действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, не поддаваясь посторонним влияниям. Она проявляется в творческом подходе к решению различного рода задач, в критической оценке возможных вариантов решения.
  Решение мыслительной задачи обычно проходит ряд этапов: возникновение проблемы, формирование гипотез возможного решения и их проверка.
  Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуиция - эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Эффективность принятия интуитивных решений на практике зависит от профессионального опыта специалиста, его знаний, умений, навыков. Основой интуиции является опыт: ее сила или слабость коренятся в жизненном и профессиональном опыте специалиста.
  Мышление связано не только с познавательными психическими процессами, но и с волей, чувствами, другими психическими феноменами. Воля влияет на процесс мышления, стимулирует его активность, движение. Ведь каждому известно, что для решения сложной задачи приходится прилагать большие усилия воли. Интеллектуальные чувства, такие как удивление, сомнение, уверенность, любознательность, также стимулируют мысль. Однако чувства могут влиять на мышление и отрицательно (например, неуверенность). Поэтому, развивая мышление, надо заботиться о том, чтобы мысль не подчинилась влиянию отрицательных чувств.


 
© www.txtb.ru