Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.4. Семья алкоголиков

  К такому типу проблемных семей относят семью, в которой отец, мать или оба родителя злоупотребляют алкоголем. Как отмечают исследователи, это достаточно распространенное явление российской действительности.
  «Алкогольные семьи», как отмечает Н.Н. Посысоев [25], отличаются:
  - редукцией родительских обязанностей;
  - ограничением социальных контактов;
  - сужением круга интересов;
  - отсутствием временной перспективы;
  - неблагополучной эмоциональной внутрисемейной атмосферой.
  Для детей из алкогольных семей могут быть характерны такие особенности как заниженная самооценка и ощущение собственной ненужности. Они часто пребывают в состоянии горя, страха, депрессии, безысходности и тоски по лучшей жизни.
  Адаптация детей в алкогольных семьях происходит, как отмечают исследователи [41; 42], благодаря следующим ролям:
  1. «Ужасный ребенок».
  Дети в этой роли ведут себя вызывающе, создают постоянно эмоционально­напряженные ситуации: проявляют агрессию в отношении сверстников, грубят взрослым. Неосознаваемый мотив поведения - отвлечь родителей от пьянства, направить их усилия на решение педагогических проблем.
  2. «Псевдородитель».
  Ребенок берет на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей (готовит еду, делает уборку дома, стирает, ходит за покупками и т.п.). Неосознаваемый мотив поведения - сохранить семью.
  Несмотря на чрезмерную загруженность, детей в этой роли преследуют заниженная самооценка и чувство неполноценности. Поскольку, как бы они себя не загружали, они ничего не могут изменить в семейных отношениях.
  3. «Шут гороховый».
  В этой роли дети с целью избавления от стресса все время шутят, говорят глупости, переключают внимание взрослых и сверстников с серьезных проблем. С течением времени эти дети начинают испытывать значительные трудности в установлении глубоких контактов с людьми, так как к ним перестают относиться всерьез.
  4. «Человек-невидимка».
  Эта роль позволяет ребенку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Например, ребенок может очень тихо сидеть в углу или в другой комнате, превращаясь в пустое место. Ребенок в этой роли не проявляет никаких потребностей. Постепенно эта роль может вызывать серьезные отклонения в поведении, например, возникновение анорексии как отказа от еды.
  5. «Больной».
  Выбор этой роли может быть обусловлен как реальным хроническим заболеванием, так и соматизацией психологических проблем. Болезнь позволяет Ребенку получить дополнительное внимание к себе, избежать проявления агрессии со стороны родителей, т.е. выполняет защитную функцию.

 
© www.txtb.ru