Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.3. Неполная семья

  Неполную семью традиционно рассматривают как проблемную из-за нарушений в структуре семьи:
  - во-первых, отсутствует супружеская подсистема;
  - во-вторых, одинокие матери и одинокие отцы выполняют одновременно и женские, и мужские роли по отношению к ребенку.
  Исследователи выделяют следующие виды неполных семей [25;42]:
  а) неполная: материнская, отцовская, осиротевшая, внебрачная, разведенная;
  6) неполная расширенная, когда в неполной семье живут другие родственники.
  В психологической литературе рассматривают ещё функционально неполную семью, когда профессиональные или другие причины оставляют мало времени супругам для семьи. На рассмотрении этого вида семьи в рамках данного вопроса мы не останавливаемся.
  Как показывают результаты исследований, одинокие матери и отцы имеют следующие сходные характеристики поведения:
  - их социальная жизнь, контакты более ограничены;
  - для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком;
  - со временем у них нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в повторный брак.
  Для одиноких матерей и отцов характерны следующие различия в поведении и взаимоотношениях с детьми и социальным окружением:
  - одинокие отцы в большей степени вызывают сочувствие и получают большую помощь от родственников и от друзей;
  - у одиноких отцов ещё более узкий круг социального общения;
  - у одиноких отцов эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, может быть недостаточна;
  - одинокие матери чаще одиноких отцов сталкиваются с проблемами дисциплины в отношениях с детьми.
  Исследователи выделяют следующие особенности взаимоотношений с детьми в неполных семьях:
  1. У маленького ребенка, как правило, складываются эмоционально глубокие (симбиотические) взаимоотношения с родителем (особенно с матерью).
  2. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье, особенно материнской, может происходить, когда ребенок достигает подросткового возраста. У подростка появляется потребность в автономии и в референтной группе друзей.
  Мать, находясь в сильной эмоциональной зависимости от ребенка, начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Отход ребенка может вызвать ухудшение самочувствия матери. Подросток может столкнуться с необходимостью выбора между проявлениями самостоятельности и здоровьем матери.
  3. В диадических семьях, чаще типа «мать-сын», могут встречаться и своеобразные конфликты, напоминающие супружеские. Основаны такие конфликты чаще на перенесении матерью на сына нереализованных претензий к его отцу.
  4. Достаточно сложной в неполной семье является такая ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится доказать (продемонстрировать) обществу, что и один он может воспитать достойного человека. Часто при этом родитель стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы и идеалы, при этом склонности и особенности ребенка игнорируются. В такой ситуации учащаются детско-родительские конфликты.

 
© www.txtb.ru