Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2. Развитие темперамента

  Хотя темперамент является устойчивым свойством личности, его признаки не могут рассматриваться в отрыве от возрастных особенностей человека. И моторика, и эмоциональность, и общая активность различаются в раннем детстве, в младшем школьном, подростковом, юношеском и др. возрастах. И это связано не только с созреванием и развитием организма в целом и нервной системы в частности. В развитии особенностей темперамента человека значительную роль играют его воспитание и самовоспитание.
  Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных чертах, так и в отрицательных. К первым относятся энергичность и страстность холерика; живость и отзывчивость сангвиника; спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика; глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика, ко вторым - несдержанность, резкость, склонность к постоянным взрывам холерика; отсутствие должной сосредоточенности, поверхностность, склонность «разбрасываться» сангвиника; вялость, равнодушие ко многим впечатлениям флегматика; склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость меланхолика. Чтобы оптимальным образом развить положительные и компенсировать отрицательные стороны того или иного типа темперамента, необходимо соблюдение двух условий.
  Во-первых, особенности темперамента ребёнка должны учитываться воспитывающими его людьми. Так, порицание может оказать стимулирующее воздействие на детей с сильной нервной системой, тогда как у детей со слабой нервной системой может вызвать подавленность, растерянность, утрату веры в свои силы. Различия, обусловленные особенностями темперамента, часто проявляются в деятельности: дети с подвижными нервными процессами легко и быстро осваиваются с частыми сменами деятельности, тогда как это вызывает значительные затруднения у детей с инертными нервными процессами; при выполнении одинаковых практических заданий дети с подвижными нервными процессами выполняют их быстрее, но при этом менее качественно, тогда как дети с инертными нервными процессами выполняют их медленнее, но более качественно и т.д. Для оптимизации обучения и воспитания детей с разными типами темперамента психологи разработали следующие рекомендации:
  - деятельность холерика полезно контролировать как можно чаще; в работе с ним недопустимы резкость и несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию; в то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценён; его необходимо приучать к сдержанности, самообладанию;
  - перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения; необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия;
  - флегматика нужно вовлекать в деятельность и заинтересовывать; он требует к себе систематического внимания; его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую; не следует порицать его за медлительность при резкой смене рода занятий;
  - в отношении меланхолика недопустимы не только грубость, резкость, но и просто повышенный тон, ирония; о проступке, совершённом меланхоликом, лучше говорить наедине; следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю; отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным; нужно развивать его уверенность в своих силах, поощрять активность.
  Необходимо отметить, что учёт особенностей темперамента при воспитании ребёнка является непростой задачей. Например, чрезмерное поощрение капризов может привести к несдержанности и резкости, а излишняя строгость и подавление самостоятельности - к пугливости и робости ребёнка с любым темпераментом.
  Во-вторых, человек должен научиться управлять своим темпераментом. Темперамент - это свойство личности, а не свойство нервной системы. Образ жизни конкретного человека во многом обусловливает интенсивность и характер его усилий по саморегуляции и самовоспитанию. Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, пантомимике, в осанке, походке человека - даже на регуляцию проявлений темперамента в моторике влияют стиль эпохи, нравы определённых социальных групп, общественное положение человека и т.п.
  Динамические особенности психики проявляются и в общении, и в умственной сфере, и в общей работоспособности. Означает ли это, что темперамент в чём-то ограничивает человека? На основе многочисленных экспериментов учёные установили, что различия по темпераменту - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы выполнения деятельности, но не уровень достижений (не конечный результат деятельности, её продуктивность или эффективность).
  Человек, развивая достоинства и компенсируя недостатки своего темперамента, может выработать индивидуальный стиль деятельности - типичную для него совокупность приёмов и способов, позволяющих достигать наилучших результатов в деятельности. Индивидуальный стиль деятельности вырабатывается и совершенствуется именно при сознательном, активном использовании человеком приобретаемых в жизненном опыте знаний, умений и навыков для приспособления особенностей своего темперамента к выполняемой деятельности. При этом на «ядро» - комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы - как бы накладываются особенности двух типов:
  - носящие компенсаторный характер по отношению к «недостаткам» свойств нервной системы человека;
  - способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, «полезных» свойств нервной системы.
  Благодаря формированию индивидуального стиля деятельности для человека с любым типом темперамента открыты пути к овладению самыми разнообразными видами деятельности, в том числе профессиональной.
  Однако важно учитывать, что выбор профессиональной деятельности будет оптимальным, если эта деятельность соответствует психологическим особенностям человека, в том числе - его темпераменту. По отношению к определённым видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных чертах психики. Так, некоторые виды монотонной работы проще выполнять флегматикам (благодаря инертности нервных процессов) и меланхоликам (благодаря повышенной чувствительности, предохраняющей от снижения восприимчивости, развития сонливости). В свою очередь сангвиникам и холерикам (благодаря силе и подвижности нервных процессов) легче даётся работа, которая требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма к другому. Если работа связана с повышенной ответственностью и риском, то лучше с ней справятся сангвиники, холерики и флегматики (благодаря силе нервных процессов), чем меланхолики . Для того чтобы человек смог выбрать профессию в соответствии со своими особенностями, в различных учреждениях (школах и т.п.) проводится комплекс психологопедагогических и медицинских мероприятий профессиональной ориентации, направленных на оптимизацию трудоустройства молодёжи.
  В свою очередь многие организации, учреждения профессионального образования проводят мероприятия профессионального отбора, целью которого является выбор из имеющихся кандидатов таких людей, чьи индивидуальные особенности соответствуют требованиям профессии, позволяют прогнозировать успешность выполнения конкретным человеком профессиональной деятельности в типовых, а также специфически затруднённых для неё условиях. Конечно, не всегда профессионально-важные качества связаны с темпераментом. Но,например, для профессий, где специалист является оператором системы «человек-машина», важными являются свойства его восприятия, внимания, памяти, такие показатели, как скорость его зрительно-моторной реакции, скорость реакции на движущийся объект и т.п., то есть либо сами динамические особенности психики, либо напрямую связанные с ними характеристики психических процессов.
  Чувство удовлетворённости своим трудом, высокая производительность, достижение мастерства в своём деле, творческая самореализация в профессии, профессиональное долголетие - всё это признаки соответствия психологических особенностей человека специфике выбранной им профессии.
  В заключение необходимо отметить, что темперамент влияет на другие личностные свойства - способности человека, потребности и мотивы, но в наибольшей степени - на характер. Темперамент составляет основу характера. Однако свойства темперамента не предопределяют свойств характера. Например, не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив - данные черты характера должны вырабатываться, что предполагает волевую саморегуляцию поведения и деятельности, самовоспитание человека. Одно и то же свойство темперамента может развиться в совершенно разные черты характера. Так, на основе импульсивности у одного человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлениями над их последствиями, могут развиться необдуманность, безудержность, привычка «рубить с плеча», а у другого - решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели.

Практическое задание

  Проанализируйте проявления своего темперамента - в моторике, общей активности и эмоциональности. Сообщите результаты данного анализа соседу по парте. Как вы думаете, к какому типу следует отнести ваш темперамент?
  Теперь для определения типа вашего темперамента воспользуемся опросником Ганса Айзенка.
  Сравните полученные результаты. Правильно ли вы определили тип своего темперамента на основе самоанализа?

 
© www.txtb.ru