Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.3. Развитие воображения

  Способность воображать дана человеку от природы; первые её проявления наблюдаются уже у детей 2-3 лет. Развитие воображения человека во многом зависит от богатства и разнообразия получаемых им впечатлений. Так, если родители регулярно посещают с ребёнком культурные заведения (зоопарки, театры, музеи и т.д.), читают ему различные книги, предоставляют возможность увидеть необычные, оригинальные вещи (например, на выставках), то это стимулирует развитие его воображения, вызывает желание самостоятельно что- либо сделать.
  Важным для развития воображения является участие человека в различных творческих видах деятельности, в которых необычность, оригинальность и другие признаки фантазии человека необходимы, особенно ярко проявляются и высоко ценятся.
  Развитие воображения, кроме того, зависит от некоторых личностных особенностей. Так, интересы делают человека эмоционально восприимчивым к конкретным областям жизни и деятельности, стимулируют воображение именно в данном направлении; отношение человека к миру и к себе в нём обусловливает то, будет ли он считать возможным преобразовать окружающую обстановку или будет «скован» ею так, что даже мысленно не сможет ничего в ней изменить и т.д.
  Поскольку воображение тесно связано с творчеством, его исследование возможно с помощью тестов креативности (от лат. creatio - сотворение, создание) - группы психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности. О воображении человека можно также судить по продуктам его деятельности - текстам, рисункам, созданным им своими руками предметам. Критериями для оценки могут выступать: разнообразие фантазии (по одному поводу в разных случаях), оригинальность (степень «продуктивности-репродуктивности»), детализированность, интеллектуализированность, эмоциональность.

Практическое задание

  Проведите совместно с двумя-тремя людьми из вашего окружения занятие, последовательно давая задания:
  а) придумать как можно больше способов совместного употребления каких-нибудь обычно не сочетаемых предметов (например, ржавого гвоздя и фетровой шляпы), записать их;
  б) нарисовать рисунок на какую-либо необычную тему (например, «рамка») и придумать о нём рассказ.
  Проанализируйте итоги сначала первого задания (кто придумал больше, насколько обосновал способы и т.п.), затем второго (по перечисленным в конце параграфа критериям). Запишите результаты проведённого анализа.

 
© www.txtb.ru