Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.2. Особенности воображения

  Воображение как познавательный процесс занимает промежуточное положение по отношению к другим процессам - восприятию, памяти и мышлению. Если при восприятии образы вызваны прямым воздействием внешних стимулов от реальных объектов в настоящем времени, в памяти зафиксированы образы прошлого (которые при воспоминании можно восстановить усилием воли), то в воображении могут рождаться образы будущего.
  Особенностью образов воображения является присутствие в них каких-либо элементов, которые не существуют в реальной действительности. Важно подчеркнуть, что «материал» для воображения не берётся «из ниоткуда»: оно всегда перестраивает уже имеющиеся представления .
  Граница между воображением и мышлением достаточно тонка, хотя существует целый ряд различий между этими процессами.
  Мышление подразумевает целенаправленный процесс решения некоторой задачи, который должен привести к определённому результату (должна разрешиться проблемная ситуация - даже если конкретный способ этого решения неизвестен, как в случае творческого мышления). Воображению осознаваемая задача для решения или проблемная ситуация нужны далеко не всегда - оно значительно более спонтанно: в ряде случаев воображение «включается» само собой, а в некоторых - даже не поддаётся контролю со стороны человека.
  Однако часто процесс воображения тоже «запускается» проблемной ситуацией, которую человеку необходимо разрешить. Как в таком случае предсказать, будет человек решать её с помощью мышления или воображения? Учёные отвечают на этот вопрос следующим образом: чем больше неопределённость ситуации, тем выше вероятность того, что человек будет решать её с помощью воображения. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все- таки представить себе конечный результат. Недаром часто выделяют в отдельную группу людей «творческих профессий» (писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п.) - что может быть более неопределённым, чем, например, несуществующие герои и события, о которых писатель собирается сочинить рассказ?
  Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер - так же, как процессы восприятия, памяти и мышления. Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо ещё раз подчеркнуть, что его сущность составляет создание новых образов на основе имеющихся. Если придумать даже что-то совершенно необычное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из реальной жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатом преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в нескольких отличных от мышления формах (рис. 16).

Рис. 16. Формы синтеза представлений в воображении

Рис. 16. Формы синтеза представлений в воображении

  Агглютинация, или комбинирование, является наиболее простой формой синтеза и представляет собой соединение различных, не соединяемых в реальности повседневной жизни качеств, свойств, частей. При гиперболизации увеличивается или уменьшается предмет, изменяется качество или количество его частей. При заострении подчёркиваются какие-либо признаки предмета, при схематизации - сглаживаются различия предметов и выявляются черты сходства между ними. Типизация представляет собой выделение чего-то существенного, повторяющегося в однородных предметах, и воплощение его в конкретном образе6.
  Мышление и воображение также различаются по тому, в какой форме представляется конечный результат в этих двух процессах: в мышлении результат предстаёт как организованная система понятий, а в воображении - как система ярких представлений, наглядно-чувственных образов. При решении задачи с помощью наглядно-образного мышления его результат представляет собой нечто вполне конкретное, частично предопределённое исходными условиями. Продукт воображения рождается в самом его процессе и во многом непредсказуем.
  Конечно, оба процесса - мышление и воображение - взаимосвязаны. Способность человека воображать (формировать, порождать образы) собственно «даёт возможность» пользоваться образами, в том числе - решать с их помощью задачи. В этом смысле воображение часто называют основой наглядно-образного и творческого мышления.

 
© www.txtb.ru