|
3.1.3. Своеобразие учебной деятельности в разных школьных возрастах
Таблица 1. Сравнительная характеристика учебной деятельности школьников.
P.S. МОТИВЫ ФОРМИРУЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ. Мотивы учения подростков Особенности, благоприятствующие становлению учебной мотивации: • Потребность во взрослости. • Общая активность. • Стремление к самооценке, самовыражению, самоутверждению. • Стремление к самостоятельности. • Увеличение количества интересов, их широта, дифференциация, избирательность. • Возрастает определенность, устойчивость. • Специальная деятельность (секции, кружки). Особенности психического развития, препятствующие становлению мотивации учения подростков: • Незрелая оценка себя и других => трудности во взаимоотношениях. • Стремление к взрослости => внешнее безразличие к оценкам учителя (негативизм). • Стремление к самостоятельности => отрицательное отношение к готовым знаниям, к методам работы учителя. • Отсутствие понимания связи между предметами => снижение положительного отношения к учению.
Таблица 2. Виды мотивов учения младших школьников (по М.В.Матюхиной)
*Мотивы социальной идентификации с обществом, с окружающими
• Избирательность интересов => неуспеваемость, конфликты с учителем, родителем. • Широта интересов => поверхностность и разбросанность знаний. • Неустойчивость интересов => частая их смена и чередование. • Положительные мотивы осознаются лучше, чем отрицательные => тревожность. Развитие мотивов учения в подростковом возрасте Качественная динамика Познавательные мотивы: широкие (усвоение уже не фактов, а закономерностей); узкие (интерес к способам приобретения знаний, основой которого является чувство взрослости); самообразования (цели конкретизируются через усвоение новых источников информации). Происходит выход познавательных интересов за пределы школьной программы. Школьник способен к самостоятельному выполнению учебных задач, их усложнению, самообразованию. Социальные мотивы: широкие (социальная роль в обществе, классе, ценности, идеалы); узкие (стремление занять новую позицию, понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека). Мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми => интерес школьника ко всем групповым и коллективным формам работы. Использование педагогом методов самоконтроля, взаимоконтроля, рецензирования => осознание подростком своей личности и отдельных сторон своей деятельности. Мотивационная сфера: осознание мотивов через сопоставление с идеалами => иерархия мотивов; направленность интересов учения (аморфная, широкая, стержневая). Количественная динамика 4-5 класс - повышение мотивации учения (много новых предметов, учителей и т.д.). 6-7 класс - снижение мотивации учения (повышение самостоятельности, отсутствие общения, навыков учения). 8 класс - повышение мотивации учения (окончание неполной средней школы). Специфика эмоций, сопровождающих учебную деятельность подростков, заключается в их противоречивости и изменчивости. Мотивация учения в старшем школьном возрасте 1. Благоприятные внутренние условия, способствующие становлению мотивации учения: • потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
Таблица 3. Особенности процессов целеполагания у подростков
• становление социальных мотивов гражданского долга; • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов; • потребность в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самоосознании своей жизненной позиции; • необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения; • становление целеполагания - переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других; • интерес ко всем формам самообразования; • четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии; • устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих. 2. Внутренние условия, затрудняющие становление мотивации учения: • устойчивый интерес к одним предметам в ущерб изучения других; • неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности; • отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации. 3. Особенности мотивационной сферы старшеклассников: • Большая избирательность познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими. • Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук. • Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. • Появление единства процессуальной и результативной мотивации учения. • Развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Появляется новый познавательный мотив самообразования - стремление к анализу индивидуального стиля своей образовательной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения. • Возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу. • Социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с учителем, стабилизируются, возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя. • Некоторое отставание социально-нравственного развития, в том числе и социальных мотивов. У современного старшеклассника умственное и физическое развитие чаще всего опережают развитие его нравственной зрелости. • Происходит рождение новых мотивов - профессиональных - за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных, ранее выполнявшихся ими, действий («сдвиг мотива на цель»). Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. • Овладение рядом новых способов целеполагания: научение предвидению последствий достижения тех или иных целей, при постановке целей - определение ресурсов (времени и сил) для реализации каждой из них, умение принимать решения (ставить цели и определять пути их достижения). • Средства выражения эмоций становятся более разнообразными и отточенными. Для становления учебной деятельности в старшем школьном возрасте важным считается появление у учащихся так называемых высших чувств, базирующихся на целостном мировоззрении молодого человека.
|
|