Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.3. Своеобразие учебной деятельности в разных школьных возрастах

Таблица 1. Сравнительная характеристика учебной деятельности школьников.

Таблица 1. Сравнительная характеристика учебной деятельности школьников

  P.S. МОТИВЫ ФОРМИРУЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ.
  Мотивы учения подростков Особенности, благоприятствующие становлению учебной мотивации:
  • Потребность во взрослости.
  • Общая активность.
  • Стремление к самооценке, самовыражению, самоутверждению.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Увеличение количества интересов, их широта, дифференциация, избирательность.
  • Возрастает определенность, устойчивость.
  • Специальная деятельность (секции, кружки).
  Особенности психического развития, препятствующие становлению мотивации учения подростков:
  • Незрелая оценка себя и других => трудности во взаимоотношениях.
  • Стремление к взрослости => внешнее безразличие к оценкам учителя (негативизм).
  • Стремление к самостоятельности => отрицательное отношение к готовым знаниям, к методам работы учителя.
  • Отсутствие понимания связи между предметами => снижение положительного отношения к учению.

Таблица 2. Виды мотивов учения младших школьников (по М.В.Матюхиной)

Таблица 2. Виды мотивов учения младших школьников (по М.В.Матюхиной)

Таблица 2. Виды мотивов учения младших школьников (по М.В.Матюхиной)

  *Мотивы социальной идентификации с обществом, с окружающими
  • Избирательность интересов => неуспеваемость, конфликты с учителем, родителем.
  • Широта интересов => поверхностность и разбросанность знаний.
  • Неустойчивость интересов => частая их смена и чередование.
  • Положительные мотивы осознаются лучше, чем отрицательные => тревожность.
  Развитие мотивов учения в подростковом возрасте
  Качественная динамика
  Познавательные мотивы: широкие (усвоение уже не фактов, а закономерностей); узкие (интерес к способам приобретения знаний, основой которого является чувство взрослости); самообразования (цели конкретизируются через усвоение новых источников информации). Происходит выход познавательных интересов за пределы школьной программы. Школьник способен к самостоятельному выполнению учебных задач, их усложнению, самообразованию.
  Социальные мотивы: широкие (социальная роль в обществе, классе, ценности, идеалы); узкие (стремление занять новую позицию, понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека). Мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми => интерес школьника ко всем групповым и коллективным формам работы. Использование педагогом методов самоконтроля, взаимоконтроля, рецензирования => осознание подростком своей личности и отдельных сторон своей деятельности.
  Мотивационная сфера: осознание мотивов через сопоставление с идеалами => иерархия мотивов; направленность интересов учения (аморфная, широкая, стержневая).
  Количественная динамика
  4-5 класс - повышение мотивации учения (много новых предметов, учителей и т.д.).
  6-7 класс - снижение мотивации учения (повышение самостоятельности, отсутствие общения, навыков учения).
  8 класс - повышение мотивации учения (окончание неполной средней школы).
  Специфика эмоций, сопровождающих учебную деятельность подростков, заключается в их противоречивости и изменчивости.
  Мотивация учения в старшем школьном возрасте
  1. Благоприятные внутренние условия, способствующие становлению мотивации учения:
  • потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

Таблица 3. Особенности процессов целеполагания у подростков

Таблица 3. Особенности процессов целеполагания у подростков

  • становление социальных мотивов гражданского долга;
  • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов;
  • потребность в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самоосознании своей жизненной позиции;
  • необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;
  • становление целеполагания - переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других;
  • интерес ко всем формам самообразования;
  • четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;
  • устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
  2. Внутренние условия, затрудняющие становление мотивации учения:
  • устойчивый интерес к одним предметам в ущерб изучения других;
  • неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
  3. Особенности мотивационной сферы старшеклассников:
  • Большая избирательность познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими.
  • Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.
  • Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления.
  • Появление единства процессуальной и результативной мотивации учения.
  • Развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Появляется новый познавательный мотив самообразования - стремление к анализу индивидуального стиля своей образовательной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения.
  • Возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу.
  • Социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с учителем, стабилизируются, возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя.
  • Некоторое отставание социально-нравственного развития, в том числе и социальных мотивов. У современного старшеклассника умственное и физическое развитие чаще всего опережают развитие его нравственной зрелости.
  • Происходит рождение новых мотивов - профессиональных - за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных, ранее выполнявшихся ими, действий («сдвиг мотива на цель»). Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации.
  • Овладение рядом новых способов целеполагания: научение предвидению последствий достижения тех или иных целей, при постановке целей - определение ресурсов (времени и сил) для реализации каждой из них, умение принимать решения (ставить цели и определять пути их достижения).
  • Средства выражения эмоций становятся более разнообразными и отточенными. Для становления учебной деятельности в старшем школьном возрасте важным считается появление у учащихся так называемых высших чувств, базирующихся на целостном мировоззрении молодого человека.


 
© www.txtb.ru