Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения

  Вступая в контакт в процессе общения люди не только обмениваются информацией, но и взаимодействуют между собой, стремясь оказать влияние друг на друга, добиться от партнера желаемого ответа, выполнить просьбу, пообещать совершить какое-либо действие или поступок. Формы влияния партнеров по общению могут быть самыми разнообразными.
  Прямой формой влияния является принуждение, высказанное в форме приказа, распоряжения, требования и угрозы наказания, если они не будут выполнены. В то же время известно, что педагоги и разного рода руководители предъявляют к учащимся и к своим подчиненным массу требований, но их влияние является незначительным и педагогический эффект нулевым. Это объясняется тем, что директивные требования вызывают протест и нежелание выполнить их неукоснительно, а если они и выполняются то формально и кое как.
  Между тем существует много более эффективных способов влияния, чем прямое принуждение. Чаще всего применяется воздействие в форме убеждения, под влиянием которого у индивида формируется аргументированная установка совершать определенные действия и поступки как наиболее целесообразные для достижения поставленной цели. Иногда применяют для воздействия на личность такой способ как внушение, посредством которого стараются вызвать или изменить у партнера по общению желаемые для внушающего взгляды, убеждения, верования, установки. Возможно и такое воздействие как заражение, когда состояние одной личности передается другой, что и побуждает её подражать действиям этой личности. Применяется и такой способ воздействия на личность, когда партнер по общению подвергает справедливой критике своего оппонента за некомпетентность и за необдуманные действия и поступки. В некоторых случаях убедившись, что личность не реагирует на справедливую критику её подвергают бойкоту, игнорируя все её попытки наладить прежние отношения с окружающими. Можно применять и такую меру как просьбу удовлетворить желание её инициатора, так как это не составляет труда для адресата. Иногда стремясь воздействовать на личность её партнер начинает проявлять благосклонность по поводу её желаний и стремлений, которые будут реализованы в русле планов, задуманных субъектом по общению.
  Форма применения взаимовлияния зависит во многих случаях от дистанции между общающимися и от тех официальных и межличностных отношений, которые существуют между ними. Дистанция в общении может быть большой и малой. Большая дистанция имеет место в официальных структурах, где вышестоящие начальники общаются с основной массой подчиненных через нижестоящих, отдавая им приказы и распоряжения в устной и письменной форме. Малая дистанция существует между непосредственными начальниками и подчиненными, а также между рядовыми членами в любых групповых объединениях.
  Начальники оказывают влияние на подчиненных, применяя принуждение, убеждение, внушение, критику, а также проявляя благосклонное отношение к ним. Подчиненные тоже могут влиять на начальников, высказывая просьбы и пожелания, упрашивая их отпустить пораньше с работы, дать внеочередной отпуск, оказать денежную помощь и т. д.
  В процессе общения часто возникают межличностные конфликты. Конфликт - это напряженная ситуация, возникшая в результате столкновения личностей, находящихся в аффективном состоянии, вызвавшая кризис в их отношениях. В основе кризиса лежат противоречия и разногласия, возникшие в процессе общения. Почвой для кризиса являются разногласия в области моральных, нравственных ценностей, личных интересов, желаний, стремлений, целей и способов их достижения.
  Межличностный конфликт - это напряженное состояние личностей, возникшее в результате наступления кризиса в их отношениях, обусловленных разногласиями в области духовных ценностей, личных интересов и способов их достижения.
  Конфликты могут возникнуть в связи с нарушением правил и норм общения и взаимодействия между людьми. Часто причиной конфликта может являться нечестное, несправедливое, непорядочное и нетактичное поведение одной личности по отношению к другой. Поэтому одним из основных условий нормального общения является соблюдение такта общающимися.
  Такт - это способность человека соблюдать правила и нормы поведения, которые соответствуют ожиданиям партнеров по общению. Бестактность - это нарушение личностью ожидаемых от неё норм поведения в процессе общения, которое приводит к прекращению нормального взаимодействия между общающимися
  и является причиной возникновения конфликтной ситуации.
  Острота конфликта зависит как от эмоционального состояния, так и от психических свойств личности, присущих общающимся. Есть люди, не склонные к конфликтам, а есть “ задиры” или “нонконформисты”, которые конфликтует со всеми по любому поводу. Нонконформисты - это личности, открыто не подчиняющиеся давлению группы и не желающие следовать принятым в ней правилам поведения.
  Причиной конфликтов являются часто не столько разногласия, сколько стремление одного навязать свою волю другим, заставить их действовать вопреки присущим им взглядам, желаниям и стремлениям. Длительность конфликта зависит от степени противостояния друг другу, от настроенности на “победу”, от степени нежелания понять друг друга и от стремления пойти навстречу друг другу.
  Межличностный конфликт имеет не только отрицательное, но и положительное значение в процессе общения между людьми. Отрицательную роль играет, так называемый, тупиковый конфликт, в основе которого лежат непримиримые противоречия, возникшие между личностями в результате оскорбительных действий одного из партнеров по общению. Примером этому является конфликт между Ленским и Онегиным. Инициатором конфликта был Ленский, который усмотрел в действиях Онегина злой умысел, направленный против него и близких ему людей. Поэтому никакие доводы Онегина и окружающих людей не могли убедить его в обратном.
  Положительную роль играет конфликт в связи с тем, что он является сигналом неблагополучия в межличностных отношениях, которые следует изменить разрешая конфликтную ситуацию в интересах всех людей, вовлеченных в него. Кроме того, ситуативный конфликт играет роль стимулятора развития процесса общения. Он вносит оживление в процесс общения, который приобретает дискуссионный характер, и в связи с этим может продолжаться длительное время, вовлекая многих людей.
  Возникшие в процессе общения межличностные конфликты могут в определенной степени регулироваться, управляться и своевременно разрешаться. Существует много способов регуляции и разрешения конфликтов между субъектами. Трудность в регулировании и разрешении конфликтов заключается в том, что они связаны с повышенным эмоциональным состоянием субъектов, которые часто не в состоянии ими управлять. Каждому из конфликтующих кажется, что его не понимают, что его правота очевидна и что его оппонент не соглашается с ним из чувства враждебности и недоброжелательства к нему. Такое взаимное предубеждение не только не разрешит конфликт, но еще больше усугубит его.
  Возможность разрешения межличностного конфликта заключается в том, что каждый из оппонентов должен отделить эмоции от своего “Я” и обратить внимание на внешние и внутренние причины, вызвавшие конфликт. Но это будет возможно только в том случае, если субъект может критически подойти к своей личности и в дальнейшем сознательно осуществлять самоконтроль и регуляцию своего поведения. Для того, чтобы прийти к согласию оппоненты должны настроить себя не на конфронтацию, а на сотрудничество. Только в этом случае они могут прийти к взаимопониманию и устранить разногласия.
  Но это не всегда сразу удается. Иногда проходит достаточно много времени пока противники не успокоятся и не поймут, что нужно пойти навстречу друг другу, проявить готовность к пониманию своего оппонента и продемонстрировать ее. Необходимо помнить, что человек сам создает те правила, которым следуют другие, осуществляя поведение по отношению к нему. Если конфликтующие субъекты сами не могут прийти к взаимопониманию и согласию, то в этом им может помочь посредник, человек, который пользуется их доверием и уважением. Он может дать объективную оценку поведения противников, настроить их на примирение и убедить их в необходимости прийти к согласию. Только в результате достижения согласия можно считать, что возникшие разногласия устранены, а межличностный конфликт исчерпан.
  При отсутствии согласия конфликт может быть разрешен на некоторое время. Это может иметь место, например, в том случае, если один из конфликтующих является сильной личностью и может применить к своему более слабому противнику жесткие меры: предъявить ультиматум, оказать эмоциональное давление, заставить угрозами пойти на примирение. В другом случае более хитрый противник может обмануть своего простодушного оппонента и заставить его примириться, пообещав ему никогда не конфликтовать с ним в будущем, быть ему верным другом и т. п.
  Возможен и такой выход из конфликта, когда один из конфликтующих вместо решения проблемы и устранения разногласий стремится уйти от реальной действительности, сделать вид, что никакой проблемы не существует. Это происходит в том случае, когда проблема для субъекта не представляет большого значения, а возможное решение её потребует больших усилий.
  Противоположным конфликтному является дружеское общение, которое характеризуется взаимной привязанностью индивидов, основанной на чувстве доверия, взаимного уважения и доброжелательного отношений друг к другу. Конфликтные ситуации при дружеском общении возникают крайне редко, а их разрешение происходит часто безболезненно для субъектов.
  Таким образом, взаимодействие субъектов в процессе общения имеет сложный динамический характер. Оно может быть кратковременным и длительным, спокойным и оживленным, свободным и дискуссионным, деловым и интимным, конфликтным и дружеским.

 
© www.txtb.ru