Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


18.1. Общение и его функции

  Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение - это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения.
  Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социальнопсихологическое явление выполняет три основных функции: 1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются контакты между субъектами, 2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации, 3) интерактивную - направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.
  Общение как сложное многостороннее явление может рассматриваться, с психологической точки зрения, как процесс полисубъектного взаимодействия с целью установления контактов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъектов при выполнении деятельности и поведения в едином социокультурном пространстве. Как и всякое сложное явление общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды.
  Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.
  Средства общения бывают вербальные и невербальные. Основным средством общения является язык, который представляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновения и т. д.
  Способы общения могут быть непосредственными и опосредствованными. Непосредственное общение осуществляется при помощи различного рода движений головой, туловищем, конечностями, речевых органов и предполагает непосредственное восприятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное общение предполагает применение специальных средств для установления контакта и обмена информацией посредством знаков, символов, радио, телевидения, светофоров и т.д.
  Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком.
  Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими. Так, камни - твердые, вода - жидкая, рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе, белки живут на деревьях, мыши - на земле в норках и т.д. Эта информация имеет сравнительно ограниченный характер. Более обширную информацию люди получают создавая и используя предметы, предназначенные для удовлетворения нужд человека и для осуществления различных видов деятельности.
  Предметнее общение было характерно для народов, не имевших письменности. Так, в 5 веке до н.э. персидский царь Дарий решил покорить скифов Причерноморья. С большим войском он вторгся на территории скифов, думая разбить их в сражении и победоносно окончить войну. Но скифы избегали больших сражений, а предпочитали внезапно нападать на отдельные отряды персов. Убедившись в невозможности покорить скифов Дарий решил получить с них дань и возвратиться в Перию. Отправив послов к скифам за данью он стал ждать известий от них. Вскоре послы прибыли и вручили Дарию вместо дани пучок стрел, птицу и мышь в клетке. Дарий открыл клетку, птица улетела, мышь убежала и спряталась в норку. Он спросил у мудрецов, что хотели передать ему скифы, прислав эти вещи? Один из мудрецов ответил: “Если ты не улетишь к себе как птица и не спрячешься как мышь, мы поразим тебя этими стрелами”.
  Кроме материальных предметов люди стали использовать в процессе общения символы, обозначившие реальные предметы. В качестве символов использовались рисунки, схемы, условные знаки, ритуальные принадлежности и т.д. Воспринимая символы люди получали информацию о предметах и явлениях, с которыми они непосредственно не сталкивались, но в будущем могли иметь с ними дело.
  Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.
  Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, телевидение и т. п.).
  Письменное речевое общение основано на использовании графических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во времени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире и о внутренних состояниях человека.
  Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций. В официальных группах ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальных - межличностный. Субъект, являясь должностным лицом, обязан общаться как с вышестоящими руководителями, так и со своими подчиненными. Причем, форма общения определена теми должностными функциями, которые выполняет партнеры по общению. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые существуют между ними.
  Помимо этих видов общения существует особый вид - педагогическое общение. Оно является одним из важнейших условий организации и осуществления педагогического процесса. Педагогическое общение представляет собой процесс полисубъек- тного взаимодействия педагога с учащимися с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса, обеспечивающего непрерывное развитие личности в современном обществе. Поэтому проблема совершенствования педагогического общения является чрезвычайно актуальной в наши дни. Исследование С. П. Ивановой показывает, что принцип полисубъектного диалога является основным условием гуманизации образования, обеспечивающего формирование общечеловеческих свойств личности.
  С. П. Ивановой описаны основные принципы полисубъектного взаимодействия в педагогическом общении. Во-первых, в полисубъектном диалоге должна иметь место открытость, т. е. желание обнаружить и предъявить участникам диалога свои намерения, желания и свое видение мира. Во-вторых, участники диалога должны уметь услышать партнера и войти с ним в контакт. В -третьих, учитель должен, как участник диалога, проявить внимание, интерес, благодарность за возможность войти в контакт с миром партнера и расширить свой духовный и деловой опыт. В-четвертых, полисубъектный диалог возможен, если между участниками его будет найден общий язык, понятный как учителю, так и учащимся. В противном случае достижение коммуникативного эффекта будет проблематичным. Только при этих условиях возможно полноценное педагогическое общение, обеспечивающее слияние в учебно-воспитательном процессе обучающей и обучаемой стороны в едином социокультурном пространстве.

 
© www.txtb.ru