Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


14.2. Социальные свойства личности

  Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также известно, что не любая среда превращает индивида в личность. По отношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной - психическое. Поэтому развитие личности в психологии рассматривается как процесс ее социализации.
  Социализация - это процесс превращения индивида в личность под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и приобретения социально ценных психических свойств и форм поведения, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под влиянием социализации индивид становится не только разумным, но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
  Социализация осуществляется в результате воздействия на индивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет собой различного рода объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей. Культура является отражением материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, традиции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи общественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида совместно, определяя его умственное и духовное развитие.
  Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”. В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психические свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и психические явления, на основе которых существует духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых выражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни.
  Психические свойства, в которых проявляется отношение личности к другим людям и к самой себе, формируются на основе полисубъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют совместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впервые возникают и функционируют человеческие способности, обеспечивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
  Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества заключается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом личности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, передавая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельности. Такие люди является духовными наставниками подрастающего поколения, под их влиянием формируется духовный облик молодого человека.
  Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и культурных ценностей, существующих в обществе. Духовное начало заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, которые обладают даром убеждать людей в необходимости следовать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптимальные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высоконравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стойкими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют.
  Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он становится. При этом каждая личность является уникальной и неповторимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зависимость психических свойств от природной организации человека и от социальных условий его существования определяет индивидуальный путь развития личности.
  Все свойства личности, как природные, так и социальные, обеспечивают существование субъекту в сложной среде обитания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная связь между человеком и обществом предполагает повернутость психических свойств как к своей собственной личности, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства личности имеют интроиндивидную направленность, другие - экстроиндивидную.
  Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлексии, дают возможность личности познавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним можно отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и т.д.
  Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направленность, обеспечивают поведение человека среди людей и участие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность, привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, внимательность и т. д.
  Посредством экстроиндивидных свойств личность не только проявляет свое отношение к другим людям, но и воздействует на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, желания, побуждая совершать общественно значимые поступки, заниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие свойства личности, которые находят свое воплощение в других людях, А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”, а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматривал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя дальнейшему развитию и совершенствованию человеческого общества. Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и историческую значимость личности человека.
  Присущие личности психические свойства определяют ее жизненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия человека в общественной жизни его позиция может быть активной или пассивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упорство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апатичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.
  Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное время, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительности, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из общественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрюмость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.
  Таким образом, положение личности в обществе, ее жизненная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.

 
© www.txtb.ru