Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2. Психика человека

  В научных исследованиях духовные качества человека принято называть психическими, а наука, которая занимается их изучением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психологии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.
  Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно связанных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание.
  В структуру психики входят: психические процессы, психические состояния и психические свойства.
  Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним относятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, воля, эмоции.
  Психические состояния являются более устойчивыми, чем процессы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.
  Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темперамент, характер и способности.
  Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психические свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.
  Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.
  Содержание психических явлений имеет конкретный характер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положительным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека .
  Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических явлений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические - это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный предмет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные предметы и явления существуют вне нас в окружающем пространстве, то психические явления существуют внутри нас и являются внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы сущестуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каждого из нас индивидуальный характер.
  Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если нарушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормальный человек, что он не может вести себя правильно в человеческом обществе и не отдает отчет о своих поступках.
  Какие же функции в данном случае нарушены? Психика выполняет три основные функции: побудительную, познавательную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психические явления выполняют преимущественно побудительную функцию, другие познавательную, третьи - регулятивную.
  Человек является активным, деятельным существом. Его одолевают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чувства, интересы, убеждения, которые побуждают его совершать самые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная мудрость, подумать. Подумать - это значит познать все, что происходит вокруг, оценить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели действий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление и воображение. Затем, в соответствии с результатами познавательной деятельности, человек планирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают такие психические явления, как воля, характер, темперамент и способности.
  Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, другие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чувство долга и ответственности перед родителями и учителями, четвертые - испытывают интерес к учебному предмету, пятые убеждены в том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики внимательно слушают объяснение учителя, воспринимают наглядные пособия, запоминают полученную информацию, стараются представить предметы и явления, которые они изучают, устанавливают связи и отношения между ними, пытаются понять их сущность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоенную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внимательно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к другой, проявлять волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности, добиваться осуществления поставленных целей.
  Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических явлений, присущих человеку и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.
  Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллектуальные процессы, которые наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание представляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных на познание и преобразование человеком окружающего мира в соответствии со своими нуждами.
  Содержанием сознания является совокупность знаний, полученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возможность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.
  С появление сознания у человека начинает функционировать разум как наиболее характерная особенность его психики, как способность разумно т. е. целесобразно осуществлять как практическую, так и умственную деятельность. Разум - это высшая форма проявления сознания, это способность осознать и понять сущность вещей, осмыслить суть всего происходящего, понять свое место в жизни и смысл своего существования.
  Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую систему словесных сигналов, посредством которых человек обозначает окружающий мир и свои собственные состояния. Применяя язык в процессе речевого общения, человек получает возможность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности.
  Язык и речь являются основными интеллектуальными орудиями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у человека, как в общественно-историческом, так и в онтогенетическом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.
  Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные психические явления. Сознательная психика обеспечивает связь человека с окружающей средой, дает ему возможность целенаправленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся социальной среде.
  Бессознательная психика регулирует деятельность внутренних органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воздействия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реактивные, непроизвольные движения и привычки.
  Между сознательной и бессознательной психикой существует непрерывная связь. Бессознательные психические явления могут стать сознательными и наоборот. Это происходит как естественным путем, так и посредством специальной тренировки. Возможно, например, накопление информации в бессознательной психике и ее порыв в сферу сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движений и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иногда человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстинктивно, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы поведения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественноисторическими, социальными условиями существования. Так, например, агрессивность человека, будет ли она сознательной или бессознательной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью животных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, своих сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других особей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терроризм уносят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленностью и жестокостью.
  Сознательная психика человека очень ранима. Нарушение нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в результате заболеваний, имеющих как функциональный, так и органический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в пространстве и во времени, теряет способность сознательно регулировать свое поведение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Возможны и патологические изменения в сознании, сопровождающиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нормальном состоянии не отражаются, но при расстройствах психики они начинают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осознаваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: больному кажется что что-то ползает по его телу, что прикасаются какие-то колющиеся предметы.

 
© www.txtb.ru