Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.1. Развитие психики в филогенезе

  Проблема происхождения психики является самой сложной для науки. Существует много теорий о сущности психики и о ее происхождении. Одни считают, что всей природе присуща психика. Другие - что она может быть только у живых существ. Третьи - что она может быть только у человека. Современная психология считает, что психика возникает у живых существ только на определенном этапе филогенетического развития.
  Возникновение и развитие психики, с точки зрения науки, есть результат длительного приспособления живых организмов к окружающей среде. Живые существа, обладая активностью, могут осуществлять избирательное взаимодействие с окружающей средой. Это необходимо для поддержания жизнедеятельности, в основе которой лежит обмен веществ, происходящий в организме. К веществам, полезным для организма, они приближаются и усваивают их, а от веществ, оказывающих вредное воздействие, отстраняются.
  Избирательное поведение простейших организмов связано с появлением особого биологического механизма приспособления - раздражимости. Раздражимость представляет собой особое свойство живых существ избирательно реагировать на жизненно важные воздействия среды посредством поисковых движений, направленных на обнаружение пищевых веществ. Этот биологический механизма приспособления мог обеспечивать существование только лишь простейших живых организмов, обитающих в однородной среде.
  Раздражимость, как особое свойство живых существ, проявляется только в том случае, когда они приходят в активное состояние при непосредственном контакте с биотическими воздействиями среды, имеющими жизненно важное значение для организма. Следовательно, раздражимость можно рассматривать как активное состояние клеток организма, возникающее при внешнем воздействии и побуждающее его избирательно реагировать на биотически важные агенты при непосредственом контакте с ними.
  Усложнение условий существования привело к появлению более сложных живых организмов, у которых стали формироваться психологические механизмы приспособления, связанные с возникновением и развитием нервной системы. Характерной особенностью этой системы является ее высокая чувствительность, проявляющаяся в способности реагировать на всевозможные воздействия среды, как на биологически важные для организма, так и на индифферентные. Чувствительность, как особое свойство нервной системы, представляет собой активное состояние нервных клеток, возникающее при внешнем воздействии и побуждающее организм избирательно реагировать не только на биотические, но и на абиотические раздражители как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Благодаря этому все воздействия, сочетаясь с биологически важными веществами, начинают сигнализировать о их наличии в данной среде.
  На основе чувствительности, возникшей на базе раздражимости, начинает функционировать элементарная сенсорная психика, связанная с появлением у простейших живых существ простейшей диффузной нервной системы. Сенсорная психика обеспечивает приспособление к внешней среде только при непосредственном контакте живых существ с материальными объектами. Так появляется самая элементарная форма психики - недифференцированные ощущения, сигнализирующие о состоянии внешней и внутренней среды.
  В процессе дальнейшего приспособления живых существ к усложняющимся условиям существования нервная система претерпевает ряд изменений. Наряду с диффузной появляется более сложно устроенная узловая нервная система, которая имеет место, например, у членистоногих. В каждом сегменте имеются нервные узлы (ганглии), которые, соединяясь между собой, образуют нервную систему цепочного типа. Координирует совместную деятельность всех узлов головной ганглий, имеющий более сложное строение. Головной ганглий получает информацию о состоянии внешней среды посредством хорошо развитых органов чувств (зрения, обоняния, осязания, вкуса). В связи с этим происходит дальнейшее совершенствование психологических механизмов приспособления к среде. Насекомые, например, не только могут ощущать отдельные свойства объекта, но и воспринимать их в целом. Так, например, пчелы не только реагируют на желтый, синий, зеленый и ультрафиолетовый цвета спектра, но и могут отличать цветы, с которых они берут взяток, по их форме. Такая более высокая стадия развития психики, которая дает возможность живым существам воспринимать предметы и явления и отличать их по форме, величине и пространственному положению, называется перцептивной.
  На основе восприятия (перцепции) формируются образы предметов и явлений, благодаря которым живые существа могут приспособиться к самым разнообразным условиям существования. Дальнейшее развитие этой формы психики связано с усовершенствованием нервной системы.
  У позвоночных животных в процессе эволюции появляется новый тип нервной системы - трубчатая нервная система. В ее структуре главное место занимает центральная система, состоящая из спинного и головного мозга. По мере развития в структуре головного мозга все большее место начинает занимать кора больших полушарий. Совершенствуется и усложняется также и строение органов чувств. Все это способствует не только дальнейшему развитию сенсорных и перцептивных процессов (ощущений и восприятий), но и обеспечивает появление более сложных психических процессов - памяти, мышлению и воображению.
  Уровни развития психики обусловлены как средой обитания животных, так и особенностями строения их центральной нервной системы и органов чувств. Так, у рыб, обитающих в водной среде, хорошо развито зрение и обоняние и соответственно связанные с ними нервные центры, Глубоководные рыбы способны хорошо ориентироваться в слабоосвещенной водной среде, так как зрачок и хрусталик у них увеличены, а в сетчатке имеются светочувствительные приборы - палочки. У наземных животных, ведущих дневной образ жизни, кроме палочек имеются колбочки, которые обеспечивают ориентировку в хорошо освещенной среде.

 
© www.txtb.ru